Скажи ему, что на небе видны
Всего шесть звезд и только пол-луны.
Мурзилка, 1987 г, №2.
Большое значение в теории Маркса имеют три следующих положения:
— материалистическое понимание истории,
— учение о прибавочной стоимости,
— учение о диктатуре пролетариата.
В данной статье мы проанализируем с точки зрения Пространства Смыслового Устройства (ПСУ) первый из этих трех пунктов.
Для этого будем опираться на следующую схему:
Рис. 1. Развитие субъекта в ПСУ.
В модели ПСУ любую сущность или явление (далее будет использоваться слово «субъект») нашего мира, включая его самого, следует воспринимать как совокупность противоположностей, например, материального и идеального. Таким образом, на данном этапе рассмотрения субъект – это двуединая сущность, состоящая из взаимоувязанных противоположностей.
Такое описание субъекта следует считать полным, как и картину мира, вытекающую из данного описания.
Любое другое восприятие, основанное только на одной из противоположностей, например, на материальном или идеальном, следует считать неполным описанием. Неполное описание, положенное в основу картины мира, неспособно стать твердой почвой под ногами человечества.
Человечество, опирающееся на неполную картину мира, подобно человеку, построившему свой дом на песке: «и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое».
Восприятие мира, основанное только на одной из противоположностей, можно изобразить схематически:
Рис. 2. Одномерная картина мира.
Данная модель одномерна — мы можем выбирать что-то одно: либо материальное, либо идеальное. Состояние субъекта в данном пространстве описывается координатой точки, находящейся на оси. Противоположности имеют обратные знаки относительно друг друга. При этом не важно, какая из противоположностей имеет знак «плюс», а какая «минус». Для удобства мы будем считать, что знак «плюс» будет иметь «материальное». В данной модели развитие одного всегда идет за счет другого, что придает модели ярко выраженный силовой, животный характер. Попытка совместить противоположности перемещает субъекта в точку ноль: при совмещении единицы и минус единицы в сумме будет ноль. Для субъекта это означает прекращение его развития, то есть, смерть. Соответственно, субъект вынужден занимать любую координату на оси, кроме точки ноль – из этой точки его выталкивает инстинкт самосохранения, и чем дальше от этой точки будет находиться субъект, тем в большей безопасности он будет себя чувствовать. Предельным удалением от точки ноль считаются точки с координатами (1) и (-1).
Поэтому в рамках линейной, одномерной модели создать полную картину невозможно в принципе.
В связи с этим и Маркс не мог создать более совершенную картину мира, в основе которой лежат парные противоположности, – его выбор очевидным образом лежал в рамках одномерного восприятия действительности и располагался между «материальным» и «идеальным», когда нужно было выбирать что-то одно.
В данной статье мы не будем разбирать причины того, почему его выбор пал на материалистическую трактовку бытия. Сделаем лишь предположение.
Для нас по факту мир прежде всего материален – мы ощущаем воздействие материального напрямую — «весомо, грубо, зримо». Воздействие же идеального мы воспринимаем опосредованно. В своих лекциях Черниговская Т.В. часто приводит слова Джозефа Богена: «сознание подобно ветру. Его нельзя увидеть напрямую, можно лишь наблюдать результат его деятельности».
Отсюда следует вывод, что, стоя на позициях материального, можно иметь под ногами более твердую почву, чем в случае с идеальным. Говоря простыми словами, о материальном у нас просто больше информации. Видимо, это и послужило причиной, определившей выбор. Как бы там ни было, не имея полной картины, Маркс, возможно, сам того не сознавая, был вынужден выбрать из двух зол меньшее.
Но такое положение вещей было глубоко закономерным. Дело в том, что, как рассказывалось в предыдущих статьях, каждая ипостась субъекта (материальное и идеальное) в своем развитии проходит четыре обязательных стадии.
Рис. 3. Этапы развития субъекта.
Первая стадия выделена на схеме красным цветом. Как мы видим, это та самая одномерная модель, в рамках которой мы до сих пор находимся – текущая координата человечества находится в точке (1;0). Обоснование такого позиционирования также давалось в предыдущих статьях.
При этом координаты субъекта в модели ПСУ определяют характер его мировосприятия а, следовательно, и жизнедеятельности. Человечество, находясь на первой стадии своего развития, располагается на оси Х. Значение по оси У при этом равно нулю. Это накладывает ограничения на восприятие окружающей действительности – мы можем «видеть» лишь одну из противоположностей. И эта противоположность – «материальное».
Тем не менее, на оси Х присутствует и вторая противоположность. Ее значение равно нулю, поэтому мы не можем воспринимать ее напрямую так, как вы воспринимаем материальное. Ее можно сравнить с зерном, которое будучи брошенным в землю (ось Х), до поры скрыто от наших глаз. Это зерно должно дать всходы в точке (1;0). Именно в этой точке человечество находится на данный момент. И точка (1;0) – это точка перехода на новый эволюционный этап, когда у человечества появится значение по оси У. Так из одномерного пространства мы должны перейти в двумерное.
Для подготовки такого перехода должна быть создана новая картина мира, дающая полное описание мироустройства. Если прежняя картина мира была одномерной, отражая текущее состояние человечества, то новая картина должна отражать новую реальность – двумерную. Реальность, в которой противоположности не уничтожают друг друга, а гармонично сосуществуют в едином пространстве.
Но при этом нельзя построить двумерную картину мира, не построив сначала одномерную – потому что развитие и познание идут поступательно, шаг за шагом, не перепрыгивая через ступеньки.
Поэтому, исходя из сказанного, можно сделать вывод, что теория Маркса, основанная только на одной из противоположностей, являясь детищем своего времени, в данный момент не отражает полной картины мира, а значит, не может являться фундаментом для дальнейшего развития человечества.
Теория Маркса – это, безусловно, интеллектуальное достижение всего человечества, но попытки использовать ее сейчас подобны вливанию нового вина в старые мехи.