«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.»
Картина мира – это тот образ окружающей действительности, который мы создаем внутри себя на основе своего опыта и опыта, переданного нам. Через этот образ осуществляется взаимодействие с миром: наша модель жизнедеятельности определяется тем, каким мы воспринимаем мир. Соответственно, чем более точным будет созданный образ, тем более адекватным будет взаимодействие. Поэтому сверхзадачей всего сущего является построение точной картины мира. Чем более полным будет созданный образ, тем более успешным будет процесс выживания и развития. Здесь действует простая закономерность: точность картины мира прямо пропорциональна перспективам выживания и развития.
При этом картина мира должна соответствовать следующим требованиям:
- Она должно проистекать не из субъективных взглядов, а из объективного устройства окружающей действительности.
- В ее основе должны лежать такие понятия, которыми можно описать любую произвольно взятую сущность, принадлежащую этому миру, включая его самого. Это должны быть предельно обобщенные понятия, своего рода «смысловые атомы». Как в основе материального мира лежат некие простейшие составляющие (элементарные частицы или субэлементарные – не суть), так и в основе картины мира должны лежать такие же первичные понятия.
- Она должна описывать основные действующие в этом мире силы и закономерности в их отношениях.
- Поскольку мир противоречив, но при этом целостен, то картина мира должна быть способной работать с противоречиями, то есть, с разнонаправленными силами и тенденциями, связывая их в единое целое.
- Картина мира должна быть применима к любой произвольно взятой сущности вне зависимости ни от чего. Применимость картины должна быть обусловлена только фактом принадлежности рассматриваемой сущности к данному миру, и не более того.
- Из картины мира естественным (логическим) образом должна исходить модель поведения любой произвольно взятой сущности, включая весь мир в целом. Сюда входит понятие и цели и способов ее достижения.
- Эта картина должна описывать текущее состояние рассматриваемой сущности, а также описывать его прошлое и будущее.
В общем и целом, картина мира должна быть продолжением здравого смысла, распространённого на предельный масштаб — на весь мир в целом. В ней должна читаться логика, доступная каждому.
Применительно к человеку, уровень гармонии в жизни как отдельного человека, так и человеческих сообществ напрямую зависит от точности и полноты действующей картины мира. Вся история человечества говорит о том, что наша картина мира является крайне несовершенной, в лучшем случае – половинчатой. При этом, несмотря на то, что научная картина мира уточняется на всем протяжении нашей истории, мировоззренческая сторона вопроса остается прежней, основанной на животных принципах – то есть, на праве силы.
В этом есть своя логика. Человек, выйдя из животного мира, перенял в качестве исходной силовую модель отношений. Это было необходимым условием для отработки инстинкта выживания. Как в начале каждого учебного года ученики в сжатом виде повторяют пройденный в прошлом году материал, так и человек, выйдя из животного мира, должен был воспроизвести в своем развитии главные моменты прошлого эволюционного этапа. То есть, отработать инстинкты выживания.
Поэтому от появления человека и до настоящего времени силовая модель жизнедеятельности была актуальной с объективной точки зрения – с точки зрения эволюционного процесса, частью которого является и каждый конкретный человек, и человечество в целом.
Таким образом, силовая модель – это временная модель, которая должна смениться другой, более совершенной. Как на основе биологического возникает социальное, так и право силы должно стать фундаментом, на котором вырастет сила права, то есть, социальная модель отношений.
Человечество, находясь в рамках силовой модели, в своем развитии сталкивалось с кризисами, которые носили структурный характер. Емкость силовой модели позволяла менять свою структуру, колеблясь от восточных деспотий (приоритет общества над человеком) к деспотиям западным (приоритет человека над обществом). И тот и другой вариант являются по сути силовыми моделями, поскольку развитие одного структурного элемента всегда ведется за счет другого.
Кстати, демократия — яркий, но хорошо замаскировавшийся, как волк в овечьей шкуре, тому пример, когда решения принимаются большинством голосов, что якобы является вершиной социального достижения. Но если посмотреть более внимательно, то мы увидим, что такой способ принятия решений такой же деспотичный, как и любой другой. Во-первых, большая часть общества подавляет меньшую, заставляя ее принимать свои решения. А во-вторых, если смотреть с позиции целого, то можно увидеть, что одна из частей, неважно – большая или меньшая, определяет развитие всего целого. Что абсолютно в духе силовой модели, но является коренным нарушением модели социальной. Поэтому главным моментом новой картины мира должен стать взгляд на вещи не с позиции какой-либо из частей, а с позиции целого. При этом, чем более глобальным будет то целое, с которым мы сможем себя отождествить, тем более точной и полной будет наша картина мира.
Итак, на данный момент силовая модель исчерпала свои возможности. Это значит, что кризис перешел из структурного к системному — должна возникнуть новая система. А в основу новой системы должна лечь новая картина мира, потому что: «Не вливают вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое».
Как было сказано выше, модель жизнедеятельности, основанная на текущей картине мира, является силовой. При этом неважно, восточная это модель или западная. В обоих случаях это силовой вариант, когда один структурный элемент развивается за счет другого. Как тут не вспомнить Бзежинского с его известной фразой: «против России, за счёт России и на обломках России». Что это, если не апофеоз силовой модели?
Исходя из этого можно сделать вывод о грядущей картине мира. Она должна быть основана не на противопоставлении одного элемента другому, а на их единстве. А это возможно лишь в том случае, если мы сможем выработать взгляд на вещи не с позиции одной из каких-либо частей, а с позиции целого. Причем, с позиции того предельно целого, частью которого является все сущее. То есть, всего мира в целом.
В текущей картине мира основными действующими силами (игроками) являются Восток и Запад. Восток олицетворяет собой приоритет целого над частью (общества над личностью). Запад олицетворяет приоритет части над целым (личности над обществом).
На схеме это можно изобразить так:
Рис. 1. Силовая модель действующей картины мира.
Красным цветом выделен «бегунок», передвигая который человечество перестраивает свою структуру, меняя соотношение своих структурных элементов. При этом состояние элементов находится в обратной зависимости относительно друг друга – чем больше значение одного элемента, тем меньше другого. Развитие в такой линейной модели возможно только для одного из элементов и только за счет другого.
Но развитие человечества, особенно развитие его военного могущества со временем должно было достигнуть и достигло такого уровня, когда дальнейшее силовое противостояние стало бы бессмысленным. С момента появления ядерного оружия ставки поднялись так высоко, что открытые глобальные конфликты (мировые войны) стали неприемлемым средством решения прежних вопросов. Текущая картина мира потеряла свою актуальность — инстинкт самосохранения уперся в свои естественные границы.
Таким образом, наступил момент, когда силы стали равны, а соотношение противоположностей зафиксировалось в точке ноль. Именно такое положение вещей привело к рождению новой картины мира, которая должна объединить противоположности в единое целое, обеспечив человечеству выход на новый эволюционный этап.
Схематически новую модель можно изобразить таким образом:
Рис. 2. Грядущая картина мира.
Мы видим, что из одномерной картина мира превратилась в двумерную. Здесь структурным элементам не нужно уничтожать друг друга, завоевывая для себя место под солнцем. В новой модели противоположности находятся в разных размерностях, образовывая своими отношениями новое пространство. Так добавление размерности меняет логику отношений.
Помимо этого, появляется новый игрок – третья сила (здесь можно увидеть отсылку к Орлангуру Перумова), которая говорит не от имени какой-либо из противоположностей, а выступает в качестве представителя Единого Целого, объединяя противоположности. С появлением этой силы исчезает логика обратной зависимости и появляется логика зависимости прямой – развитие противоположностей теперь должно вестись одновременно.
Третья сила – это взгляд с позиции целого, которое заинтересовано в развитии всех своих структурных элементов. С ее появлением энергия, затрачиваемая на внутреннее противостояние противоположностей, должна пойти на внешний контур – на развитие единого целого в его среде обитания. Так одноклеточные организмы совершили переход к многоклеточным.
Здесь следует предположить, что по мере выработки ресурса двумерной модели на смену ей придет трехмерная модель. Возможно, что так оно и будет, но пока это настолько отдаленный этап, что даже интуитивно не получается нащупать истинность этого предположения.
Итак, в новой картине мира осями пространства выступают противоположности, которые на схеме мы обозначили как Запад и Восток. Кто же выступает под видом третьей силы?
Мы видим, что этот игрок располагается на стыке Востока и Запада, не являясь при этом ни тем, ни другим и занимая при этом совершенно особое пространство. Это пространство двумерное, в отличие от одномерных, на которых находятся Восток и Запад. Двумерное пространство – это пространство функции, которая считается явлением более высокого порядка, чем переменные. Под переменными в нашей схеме следует понимать Восток и Запад. В этом случае мы получаем схему такого вида:
Рис. 3. Третья сила как функция.
Мы видим, что третья сила является функцией, в то время как остальные игроки являются лишь пространством, в котором эта функция действует. Соответственно, исходя из такой картины мира, третья сила является оператором следующего эволюционного этапа.
Основными отличиями ее от остальных игроков являются следующие моменты:
— бо̀льшая размерность – двумерная в отличие от одномерной;
— третья сила является функцией, то есть, носителем действия, которое перенесет человечество на новый уровень развития;
— третья сила сочетает в себе противоположности, то есть, обеспечивает мирное сосуществование крайним формам противоречия, что является ее изначальным предназначением;
— третья сила снимает внутреннее противоречие, переводя его на внешний контур, чем задает вектор развития и создает механизм, основанный на принципе единства, перенос которого на внешний уровень открывает человечеству беспредельные возможности развития, ограниченные лишь размерами всего мира в целом.
Есть все основания считать, что этой третьей силой или срединной землей, Хартлендом в терминологии Маккиндера, является Россия.
Нашей стране всегда были присущи следующие аспекты:
— мирное сожительство разных культур, религий и народов;
— равномерное развитие центра и окраин;
— сохранение малых народов и их культур;
— готовность к жертвенности и подвигу, которая проявляется как на уровне отдельного человека, так и страны в целом;
— а в общем — ощущение некоей высокой миссии, возложенной свыше;
— непостижимость русской души, которая не считывается другими народами;
И так далее.
Обобщая эти пункты, можно сказать, что Россию отличает более высокий уровень внутреннего и внешнего единства. До текущего момента Россия являлась зерном, из которого должно произойти спасение человечества.
Одним из важных моментов, исходящих из такой картины мира, является вопрос о самоидентификации каждого игрока. Каждый получает возможность выстраивать свою самость, основываясь на самом мироустройстве, то есть, на сугубо объективных факторах.
В первую очередь он касается нас самих. В отсутствии модели, объединяющей противоположности, Россия вынуждена метаться между Востоком и Западом, примеряя на себя то одни, то другие формы, при этом понимая их чужеродность. Но поскольку в предыдущей картине мира всего два полюса – Восток и Запад, то поневоле приходится выбирать из двух вариантов какой-то один. Такой выбор является выбором меньшего из двух зол.
Новая картина мира с предельной ясностью показывает России свое место в этом мире, определяя нашу цель и наше смысловое отличие от остальных игроков:
«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.»
В этом плане, новая картина мира является смысловой, а пространство, в котором происходит действие, следует называть пространством смыслового устройства.
В конце следует сказать, что данная картина мира является универсальной и может быть описана в общих понятиях. В этом случае она может быть применена к любому предмету или явлению нашего мира.
Схема общей картины мира выглядит так: