Диктатура пролетариата – это сущность государственной власти пролетариата, которая должна установиться после уничтожения капитализма.
В предыдущей статье, касающейся материалистического понимания истории, показывалось, что в основе теории Маркса лежит половинчатое восприятие мироустройства, а именно – материальное. Полная же картина мира представляет собой взаимодействие двух противоположностей, например, таких как:
— часть и целое,
— форма и содержание,
— материальное и идеальное,
— животное и социальное и т.д.
Соответственно, любую сущность или явление нашего мира, включая его самого, следует рассматривать именно с этих позиций.
Между тем, теория Маркса представляет собой одномерную структуру, которую можно изобразить так:
Рис. 1. Одномерная структура теории Маркса.
Теория Маркса утверждает, что капиталист эксплуатирует рабочего, выжимая из него все возможное. Решение этой проблемы Маркс видит в диктатуре рабочего класса и уничтожении класса эксплуататоров. То есть, по Марксу, отношения сторон реализуются по принципу «либо — либо». Такая система отношений, когда одна противоположность развивается за счет другой и в ущерб другой, называется одномерной. Это сугубо силовая модель. И с точки зрения ПСУ, действия сторон являются равноправными, поскольку логика одномерной модели сама толкает их к этому. Лозунг «грабь награбленное» служит тому подтверждением. Таким образом, истины в одномерном восприятии мира нет.
Фактически же мир как субъект ПСУ является не одномерным, а двумерным – образованным по принципу взаимодействия противоположностей. В своем развитии субъект проходит четыре обязательных стадии, на каждой из которых действует своя логика. Рассмотрим упрощенную схему, в которой под субъектом мы будем рассматривать только одну его ипостась – материальное:
Рис. 2. Этапы развития субъекта.
Мы видим, что субъект появляется в точке (0;0) и начинает движение к точке (1;0). Это первый этап его развития. Здесь у субъекта есть значение по оси Х, но нет значения по оси У – структура субъекта одномерна. Из его структуры следует такая же одномерная модель восприятия мира. А из модели восприятия следует логика жизнедеятельности. Таким образом, находясь в рамках одномерной модели, субъект может принимать решения только по принципу «либо-либо».
Поэтому Маркс, также находясь в рамках одномерной картины мира (об этом говорилось в предыдущей статье), описывает отношения «капиталист – рабочий» согласно этому принципу. У Маркса либо капиталист задушит рабочего, либо рабочий уничтожит капиталиста – все в духе силовой модели, когда в живых должен остаться кто-то один.
При этом капиталист не может обойтись без рабочего, в то время как рабочий полагает, что капиталист должен быть уничтожен. И в той, и в другой позиции есть своя логика. Позиция капиталиста – это позиция первого этажа, который стоит на плечах фундамента. Фундамент несет на себе всю тяжесть постройки. Но первый этаж без фундамента существовать не может – так капиталист не может существовать без рабочего. А вот фундамент без этажей вполне может существовать – так рабочий полагает, что капиталист ему не нужен. Но фундамент без этажей не функционален и не ведет к дальнейшему развитию. Вместо понятий «фундамент» и «этаж» можно использовать термины «базис» и «надстройка».
Исходя из этого, можно сделать вывод, что если смотреть на вещи с позиций целого, то капиталист так же нужен рабочему, как и наоборот. И на самом деле проблема кроется не в якобы хищнической природе капитала – как мы увидели, в рамках одномерной модели каждая сторона ведет себя хищнически и направлена на уничтожение другой. С этой точки зрения они равноправны.
Проблема заключается в том, что Маркс вопрос эксплуатации капиталистом рабочего решил не созданием новой двумерной модели, которая решила бы противоречия между ними, а уничтожением одной из противоположностей. С точки зрения модели ПСУ, уничтожение одной из противоположностей не дает возможности создать новую двумерную картину мира – потому что одна из обязательных частей такой картины уничтожена другой.
Даже просто заменив термины Маркса «рабочий» и «капиталист» на «производственный процесс» и «управленческий процесс», мы можем по-другому взглянуть на проблему. Уже сама смена терминологии снимает напряжение между сторонами. Вся проблема отношений между этими противоположностями заключена только в модели пространства, в котором осуществляется взаимодействие.
Если отношения между производственным и управленческим процессом разворачиваются в одномерном, то есть, в силовом пространстве, то их отношения будут происходить по принципу, описанному Марксом: либо диктатура пролетариата, либо диктатура капитала. И тут Маркс видит естественный выход: диктатура пролетариата, то есть, разрушение базисом своей надстройки.
Если же отношения между ними будут происходить в двумерном пространстве, то есть, в таком, где противоположности взаимодействуют в интересах единого целого, то суть их отношений будет совершенно иной. Это будет гармоничное сосуществование.
Возникает вопрос: Маркс искренне заблуждался или же сознательно препятствовал естественному ходу развития человечества?
Создание новой картины мира ускорило бы процесс перехода человечества на новый эволюционный этап. Препятствование же созданию такой картины привело к тому, что и спустя более чем 150 лет после выхода в свет «Капитала» Маркса человечество не в состоянии создать целостный взгляд на мир, который бы гармонично соединил противоположности в единое целое.
С другой стороны, Маркс, находясь в рамках одномерного мировосприятия, скорее всего просто не мог создать двумерную картину мира. Возможно, время для ее создания тогда еще не пришло.
В общем же и целом, чем бы ни руководствовался тогда Маркс, сейчас новая картина мира, объединяющая противоположности, в общих чертах создана. И поэтому нет смысла держаться за старые представления, основанные на устаревших взглядах на мир, к которым уже принадлежит и учение Маркса – анализ основных положений марксизма в модели ПСУ довольно убедительно это показал.
Необходимо вооружаться новой теорией.