За основу возьмем следующее утверждение: прибавочная стоимость при капиталистическом способе производства присваивается капиталистом в виде прибыли, в чем и выражается эксплуатация им рабочего.
Учение о прибавочной стоимости Ленин назвал краеугольным камнем экономической теории Маркса.
Находясь в рамках одномерной картины мира (об этом говорилось в предыдущей статье), Маркс трактует прибавочную стоимость как чистый грабеж рабочего. Между тем, полная картина заключается в том, что понятие продукта (или товара – в данном случае это не принципиально) нужно рассматривать как двуединую сущность, в основе которой лежат взаимоувязанные противоположности. Любой продукт является функцией от производственного и управленческого процесса.
В терминологии Маркса производственный процесс – это пролетариат, рабочий класс, а управленческий – это капиталист. Всю промежуточную цепочку Маркс опустил, оставив только крайние звенья, где нижнее звено – это рабочий, верхнее звено – капиталист.
На схеме это выглядит так:
Рис. 1. Одномерная модель отношений.
Соответственно с этим, Маркс рассматривает и понятие продукта:
Рис. 2. Понятие продукта в одномерной модели.
Логика одномерной модели позволяет делать выбор по принципу «либо – либо», то есть, можно выбрать только одну из противоположностей. По понятным причинам Маркс между рабочим и капиталистом выбрал рабочего в качестве единственной стороны, создающей продукт.
Но если мы посмотрим на ситуацию с позиции двумерной картины мира, то мы увидим, что субъект ПСУ в своем развитии проходит четыре обязательных этапа. Причем на первом этапе (выделен красным) у него есть значение по оси Х, но нет значения по оси У – структура субъекта одномерна. Именно на этом этапе человечество находится до сих пор.
Рис. 3. Основные этапы развития субъекта.
Соответственно, из одномерной структуры субъекта следует одномерная модель мировосприятия. А из мировосприятия логичным образом вытекает модель жизнедеятельности. В данном случае – силовая, основанная на принципе «либо – либо».
Находясь на оси Х, нет возможности «видеть» ось У – значение по этой оси на данном этапе равно нулю. Соответственно, равно нулю и участие капиталиста в создании продукта – для Маркса такой вывод был, скорее всего, естественным и логичным.
Между тем, с точки зрения модели ПСУ, прибавочная стоимость – это не грабеж и не эксплуатация рабочего капиталистом, а тот организационный, управленческий труд, который так же находит свое отражение в стоимости продукта, как и труд рабочего.
В модели ПСУ, так же как и физическом мире, действует закон сохранения – прибавочная стоимость не может взяться ниоткуда – чудес не бывает. Такое ее понимание лишь следствие одномерной картины мира, на смену которой в текущий момент должно прийти более точное и полное мироописание.
Таким образом, прибавочная стоимость – есть проекция значения по оси У на продукт, который является функцией от производственного и управленческого процессов:
Рис 4. Понятие продукта в ПСУ.
Таким образом, природа капитала объективно обоснована и ничем не отличается от природы пролетариата – вместе они являются теми противоположностями, которые в своем развитии проходят сначала путь одномерных отношений, а затем должный перейти к отношениям следующего эволюционного этапа – двумерным.
Проблемой является тот факт, что в отсутствии полной картины мира, которая должна соединить противоположности в единое целое, человечество продолжает находиться в рамках одномерного восприятия действительности. Вместо эволюционного перехода вверх по оси У силы инерции прежнего этапа развития заставляют человечество продолжать линейное движение в одномерном пространстве.
Преодолеть инерцию старого мировосприятия должна новая картина мира. Это та самая теория, без которой, как говорил Сталин, нам смерть, смерть, смерть. Тот, кто сможет создать такую картину, останется на траектории эволюции. Остальные же будут выброшены центробежными силами во тьму внешнюю и будет там геенна огненная, плач и скрежет зубовный.