Пространство Смыслового Устройства

Образ будущего, как и образ прошлого, напрямую зависит от того, как мы воспринимаем реальность. Наше восприятие задает матрицу, которая формирует все образы в нашем сознании. Это касается не только будущего, но и прошлого с настоящим. Поэтому образ будущего является вторичным по отношению к нашей картине мира, и чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо отталкиваться от исходной точки – от восприятия действительности. От того, как мы определяем действительность, зависит наше выживание. Ведь восприятие действительности – это и карта, и компас одновременно. Если карта не верная, а компас показывает не туда, это верная гибель.

Поэтому, чтобы определиться с будущим, для чего, собственно говоря, и создан этот сайт, необходимо разобраться с вопросом, что представляет собой та действительность, которая нас окружает и частью которой мы все являемся? И какие есть у нас варианты восприятия? Откуда берутся эти варианты? Из какого-то мира идей, который, согласно Платону, находится вне физического мира, вне мира вещей? И вообще, есть ли они, эти варианты? Давайте попробуем внести ясность в этот вопрос.

Итак, если отстраниться от внешнего многообразия нашего мира, то можно увидеть, что в своей основе он устроен единообразно — по единому принципу: каждый его субъект представляет нечто целое, состоящее из частей, при этом каждый субъект является составной частью для субъекта более высокого уровня.
Такое устройство окружающей действительности можно назвать структурным. В его основе лежат два базовых понятия – «часть» и «целое». Эти понятия образуют особое пространство, которое можно назвать пространством структурного устройства – ПСУ. Об этом пространстве и о развитии субъекта в этом пространстве и пойдет речь ниже.

Поскольку мир конечен, то есть, имеет начало и конец, то логично предположить, что и пространство структурного устройства так же имеет начало и конец. При этом на нижней границе ПСУ (условная точка начала) находится субъект, который представляет собой только часть, поскольку он не образовывает никакого целого. А на верхней границе (условная точка завершения) лежит субъект, который является только целым, поскольку он не входит в состав никакого другого целого. Между границами ПСУ располагаются субъекты бинарного устройства, то есть, те, которые представляют собой и часть, и целое.

Таким образом, из двух базовых понятий получаются три вида структуры субъектов:
— только часть
— и часть, и целое
— только целое.

Поскольку эволюция идет от простого к сложному, от меньшего к большему, от своего минимума к своему максимуму, то предположим, что и структура субъекта в своем развитии должна проходить тот же путь – путь от нижней границы ПСУ к верхней, поскольку этот путь также является путем от простого (часть) к сложному (целое).

Получается вектор эволюционного развития, направленный вверх – от части к целому, от простого к сложному.

В обобщенной схеме, представленной выше, можно увидеть четыре основных состояния трех субъектов, состоящих из двух базовых понятий, расположенных в едином пространстве структурного устройства, которое берет начало в точке ноль.

Поэтому для большей наглядности эту линейную схему мы и представим в виде декартовой плоскости. На оси Х расположим понятие «часть», на оси У расположим понятие «целое». Три вида субъектов расположены в этой системе координат следующим образом: субъект «только часть» лежит на оси Х, его значение по оси У равно нулю – потому что он не образовывает никакого целого. Субъект «только целое» лежит на оси У, его значение по оси Х равно нулю, потому что он не является составной частью ни для какого другого субъекта. Субъект «и часть, и целое» находится в пространстве между осями. Траектории движения субъекта в пространстве структурного устройства жестко прописаны – они представляют собой четыре этапа, каждый со своими закономерностями. Давайте их рассмотрим.

——————————————————————————————————————————
Этап I
Появление субъекта в ПСУ начинается в точке (0;0). Это точка «входа» в пространство, это начало «бытия» субъекта. Поскольку на первом этапе своего существования он является только «частью», то устройство субъекта является одномерным – у него есть значение по оси Х, но нет значения по оси У. При этом пространство, в котором существует субъект, двумерно. Но в силу того, что субъект находится только на первом этапе своего развития, он не имеет возможности воспринимать структурное устройство в полной мере. Это, в свою очередь, означает тот факт, что модель мировосприятия субъекта не отражает истинного устройства объективной реальности. Можно сказать, что, кроме его собственного «Я», в его мире больше ничего нет – ниже него нет ничего, а то, что лежит выше, ему пока недоступно для восприятия. Ему не с чем соотносить получаемую извне информацию, поэтому мерилом всего выступает он сам. Он сам себе точка отсчета. Сам по себе мальчик, свой собственный.

В самом деле, двумерное пространство – это пространство функции. В одномерном пространстве функция существовать не может. Соответственно, субъект, находящийся в одномерном пространстве, функции в себе не несет. Он в данном случае выступает как самозамкнутая система. Все ресурсы, поступающие к субъекту из ПСУ, идут не на выполнение функции, а на сам процесс жизнедеятельности как таковой. Можно сказать, что осуществляется процесс потребления при нулевой отдаче. На языке человеческих отношений это называется эгоизмом. Таким образом, мы видим, что любая информация, поступающая к субъекту и выходящая за пределы оси Х, будет превращена в ноль.

Следует обратить внимание на такой факт: данная модель не означает у субъекта отсутствие единства с миром, то есть, не является чем-то неестественным. Более того, любое взаимодействие, даже такое, возможно только при наличии единства. Просто на данном этапе развития субъект осуществляет единство с миром, а значит и взаимодействие с ним, на основе одномерной мировоззренческой модели – то есть, строго через свое собственное «Я», то есть, перекраивает мир под себя.

Из этого следует, что модель развития данного этапа носит силовой характер по отношению к окружающей действительности. Это «агрессивная» модель, суть которой заключается в жестком приоритете части над целым. При этом важно понимать, что такая модель носит глубоко обоснованный и закономерный характер с точки зрения эволюции субъекта в пространстве структурного устройства.

Но если речь не идет ни о какой функции, то в чем смысл этого этапа? Смысл заключается в самом факте жизнедеятельности субъекта – отрабатывается сам факт существования субъекта в пространстве структурного устройства. То есть, на основе обработки входящей информации, субъект вырабатывает программы, способствующие его выживанию и развитию в окружающей действительности. По сути, идет становление инстинктов выживания субъекта. Ведь для того, чтобы начать выполнять внешнюю функцию, необходимо научиться выживать в пространстве действия этой функции. Так солдата учат выживать (отрабатывать инстинкт самосохранения) на поле боя для того, чтобы затем он мог выполнить поставленную перед ним задачу.
——————————————————————————————————————————
Этап II
Достигнув точки (1;0), субъект меняет вектор своего развития, начиная движение к точке (1;1). На этом этапе у субъекта появляется вторая координата – он приобретает значение по оси У. По сути, происходит рождение субъекта в двумерном пространстве, то есть, в новом для него качестве. Приобретение второй координаты означает коренную смену модели развития – появляется внешняя функция, исполнение которой является отныне смыслом жизнедеятельности субъекта, налагаемым на него его двумерной структурой, то есть, его природой. Если предыдущий этап можно сравнить со становлением физического тела, формы, то второй этап является становлением сути, содержания.

Интересен такой момент: обретение значения по оси У означает, что у субъекта появляется «зрение» по оси У – теперь он может «видеть» то, что располагается на оси У. Как мы знаем, на оси У располагается понятие «целое». Но поскольку целое – это прежде всего связи между частями, а связи носят нематериальный характер, то можно предположить, что при входе в пространство У у субъекта появляется возможность «видеть» нематериальное.

На предыдущем этапе все ресурсы, поступающие к субъекту из ПСУ, направлялись не на реализацию функции, поскольку функции не было, а на само существование субъекта. Теперь же ресурсы, продолжающие поступать к субъекту по оси Х, необходимо перенаправлять, развивая значение по оси У. В противном случае субъект рискует продолжить линейное движение по оси Х за пределы координаты (1;0) Такое движение является противоречащим логике эволюции структурного устройства, поэтому ПСУ будет реагировать на подобное. Реагирование проходит в форме сдерживания ресурсов, поступающих к субъекту вплоть до полного обесточивания. По сути, это будет означать смерть субъекта. Перенаправление ресурсов от оси Х к оси У будет происходить за счет внутренних процессов субъекта, суть которых в самосдерживании и самоограничении.

То есть, вариантов два – либо самоограничение, либо ограничение внешнее.
Движение вверх по оси У заканчивается в точке (1;1). Эта точка является наивысшей в развитии субъекта, поскольку здесь реализуется единство формы и содержания – значения координат субъекта по оси Х равны значению по оси У. В этой точке функция субъекта считается реализованной.

Забегая вперед, скажем, что метафизически здесь зарождается жизнь. Примем ось Х за материю, а ось У – за информацию, ведь материальные субъекты образуют целое именно за счет связей, то есть, информации. Мы начали рассмотрение субъекта как имеющего материальную, вещественную природу. Для нас это логично, поскольку мы сами прежде всего материальны – мы видим материальное, и не видим «идеальное». Но из точки (0;0) наравне с движением по оси Х начинается и невидимое пока нами движение по оси У. Навстречу друг другу движутся две противоположности – «часть» и «целое». Они встречаются в точке (1;1), образуя новую жизнь. Более подробно писать об этом не входит в задачи этой статьи.
——————————————————————————————————————————
Этап III
После того, как выполнена главная функция (точка (1;1)), идет постепенное сворачивание по оси Х. Происходит затухание материального аспекта субъекта.

Достигнув точки (0;1), материальная составляющая субъекта исчезает – наступает то, что мы называем физической смертью. При этом существование субъекта полностью переходит на ось У, и субъект начинает движение к точке (0;0).
——————————————————————————————————————————
Этап IV
На этом этапе субъект переходит в состояние «только целое». Его структурное устройство опять становится одномерным – значение по оси Х равно нулю. Субъект покидает вещественный мир и уходит в мир нематериальный. Прямое воздействие на материю равно нулю. Но и движение по оси У также начинает стремиться к нулю. Достигнув точки (0;0), субъект завершает цикл своего развития.
——————————————————————————————————————————
Обобщим сказанное:
— пространство структурного устройства (ПСУ) – это мир идей Платона – мир, в котором существуют идеи и который до сих пор оставался в области субъективного, недоказуемого. Теперь же его можно считать открытым. Пространство структурного устройства – это пространство существования смыслов. Это объективное пространство, состоящее из базовых единиц смысла – понятий «часть» и «целое». Закономерности данного пространства универсальны относительно, как минимум, живой природы.

— пределы пространства находятся в значениях от нуля до единицы – значения менее нуля или больше единицы невозможны. Ноль символизирует начало и конец, рождение и смерть. Единица символизирует максимальное проявление – предельную целостность, предельное состояние.

— движение субъекта в пространстве структурного устройства жестко предопределено самим устройством бытия и находится в рамках функции у=f(х).

— координаты субъекта в пространстве структурного устройств определяют модель его жизнедеятельности, характер его отношения к миру. Здесь уместно вспомнить фразу «география – это приговор».

— есть четыре этапа развития субъекта, каждый этап наделяет субъекта особой формой жизнедеятельности.

— есть два вида движения в пространстве структурного устройства. Первое – движение движение той ипостаси субъекта, которая называется «часть». Поскольку для нас естественна именно материальная ипостась бытия, то эту ипостась мы собственно и назвали субъектом. Именно его мы рассмотрели в данной статье. Данное движение идет против хода часовой стрелки. Второе движение – это движение ипостаси субъекта, которая называется «целое» и которое происходит по ходу часовой стрелки.

— ПСУ реагирует на движение субъекта, сдерживая его в случае отхода от траектории.

— встреча двух ипостасей субъекта происходит в точке (1;1) – это важнейшая точка в развитии субъекта. В этой точке понятия «часть» и «целое» достигают высшего уровня единства – их значения максимальны и равны друг другу.

— прежде всего описанная модель развития субъекта в пространстве структурного устройства относится к биологическим и социальным субъектам. С ее помощью можно описать жизненные циклы как отдельных живых существ, так и их систем. Что касается неживой природы, то пока неясно, как применить эту модель к неживым объектам. С другой стороны, данная модель описывает понятия «часть» и «целое» без учета живой/неживой природы, поскольку и неживая природа также образует связи «часть – целое». Возможно это означает, что неживая природа также подчиняется тем закономерностям, которые кроются в пространстве структурного устройства, и действие которых в ней еще предстоит увидеть.

— логика этапа IV описана крайне скудно, потому что этот этап находится очень далеко от нашего положения в пространстве структурного устройства. По моим данным, человечество находится на оси Х в районе точки (1;0) и переход на второй этап нам еще предстоит осуществить – но это тема для следующих статей. Соответственно, сейчас координата человечества по оси У равна нулю – если логику второго и третьего этапа мы можем ухватить, так как там есть значение по оси Х, то логику четвертого этапа мы понять пока не в состоянии. Но я уверен, что по мере развития данного подхода, мы сможем решить и этот вопрос.
——————————————————————————————————————————
Задачи:
Научиться определять координаты рассматриваемого субъекта в ПСУ. Применительно к геополитике это позволит расставить в пространстве структурного устройства основных мировых игроков и определить их перспективы.

Научиться определять логику субъекта на четвертом этапе.
Дать описание движения ипостаси субъекта под названием «целое». Повторим, что данное движение идет в противоположную сторону тому движению субъекта, которое описано в этой статье.

Определить происходящее вне пространства структурного устройства – за пределами точек (0;0) и (1;1).

Обозначить применение данной модели в областях научного знания и религии.

Описать текущее положение человечества при помощи данной модели и определить

Образ будущего исходя из открытых закономерностей.
——————————————————————————————————————————
С открытием данного пространства и действующих в нем закономерностей мы получаем возможность описать глобальный исторический процесс как единое целое. В том числе и движение глобального исторического субъекта (человечества в целом) в пространстве структурного устройства, и его составных частей – государств, этносов, народов и т.д. То же можно сказать и об Образе будущего – он получает единственное определение и единственное значение в ПСУ, поскольку предопределен самим устройством структурного пространства. Обсуждению подлежит лишь способ его достижения. Это касается и национальной идеи, и идеологии и всего прочего, на чем строятся смыслы человечества.

Здесь отдельно стоит небополитика, которая единственная предлагает «взгляд сверху», что является, по сути, первым шагом на пути к метафизическому, то есть, смысловому, восприятию действительности. Но у нее в руках нет того инструмента, который дает описанная в этой статье модель. Модель развития субъекта в ПСУ – это универсальный инструмент познания, переводящий в область научного знания метафизические смыслы, лежащие в основе движения материи, в том числе и социальной.

Главные войны всегда происходили и будут происходить прежде всего на уровне смыслов. Россия всегда побеждала именно смыслами. Смысл – это идея. Чем более высока твоя идея, тем более ты непобедим. Но это всегда было неосознанное восприятие идей – через веру.

Теперь же, когда вопрос смыслов получает объективное обоснование, исходящее из устройства самого бытия, Россия может получить в свои руки оружие колоссальной силы. И мы уверены, что она поставит это оружие на создание мира во всем мире. Мира, основанного на объективных принципах смыслового устройства Вселенной.