В предыдущей статье я рассказал о том, что удалось создать модель взаимоотношений части и целого, которая позволила увидеть новые закономерности в их отношениях.
Вкратце: понятия «часть» и «целое» образуют особое пространство со своими закономерностями. Все, что может быть описано при помощи этих понятий, является субъектом этого пространства. В своем развитии субъект проходит траекторию, состоящую из четырех обязательных этапов, каждый из которых имеет свою конкретную логику. Реализация этой логики является высшей функцией субъекта, высшим смыслом его жизни. Таким образом, логика развития субъекта меняется в зависимости от его координаты в данном пространстве.
Движение субъекта по предназначенной траектории вызывает реакцию со стороны пространства: если движение соответствует предписанному – то реакция положительная, если не соответствует – то реакция отрицательная.
Положительная реакция способствует дальнейшему развитию субъекта, отрицательная реакция замедляет или останавливает развитие субъекта.
При помощи понятий «часть» и «целое» мы можем описать все сущее, даже такие нематериальные вещи, как явления и процессы, поскольку эти понятия являются предельно обобщающими. А это значит, что данная модель является в высшей степени универсальной, а значит степень ее применимости абсолютная.
Помимо этого, данная модель работает вообще со всеми взаимоувязанными противоположностями, объединяя эти противоположности в единое целое, например: целое – часть, идеальное – материальное, содержание – форма, информация – материя, Бог – человек, религия и наука, частица и волна и т.д. А поскольку взаимоувязанные противоположности представляют собой рабочую основу диалектики, то можно сказать, что автору удалось разработать математическую модель диалектики.
Поэтому давайте рассмотрим пару «содержание — форма» в контексте этой модели.
Материалистическая трактовка
Рассмотрим рисунок, на котором изображена классическая декартова плоскость. На оси Х расположим понятие «форма», на оси У расположим понятие «содержание». Само пространство, в котором проходит действие, мы будем называть Пространством смыслового (или структурного) устройства – ПСУ.
Как было показано в предыдущей статье, субъект в пространстве ПСУ проходит четыре обязательные стадии. Поскольку мы рассматриваем пару «содержание — форма», а не «часть – целое», как в предыдущей статье, то схема будет выглядеть так :
В данной схеме субъект, появившись в ПСУ в точке (0;0), начинает движение к точке (1;0). Это первый этап в развитии субъекта, на котором происходит становление формы. Устройство субъекта здесь является одномерным, поскольку субъект имеет значение по оси Х, но не имеет значения по оси У. Здесь субъект представляет собой лишь форму, форму без содержания. Ее пока рано наполнять содержимым. И лишь в точке (1;0) форма принимает законченный вид. В этой точке субъект меняет вектор своего развития, перемещаясь из одномерного пространства и двумерное – в пространство формы и содержания. Данное пространство – пространство компромисса, пространство взаимного существования, то есть, пространство единства.
Помимо этого, это еще и пространство функции, которая может быть выражена простейшей формулой у=f(х), где функцией является коэффициент прямой пропорциональности между осями Х и У. Этот коэффициент существует в пределах от нуля до единицы. Реализация этой функции является смыслом жизнедеятельности субъекта, возложенным на него самим устройством объективной реальности.
Материалистическая диалектика утверждает, что сознание является производным от материи, ее свойством. И в самом деле, описанная нами модель взаимоотношений формы и содержания показывает, что субъект сначала возникает как форма, которая затем, по мере развития, наполняется содержанием. Таким образом, наша модель подтверждает приоритет материального над идеальным. С этой точки зрения мир материалистичен.
Итак, форма начинает наполняться содержимым – значение субъекта по оси У начинает расти. И в точке (1;1) содержимое достигает предельного значения, и начинается процесс его реализации. Эта точка является высшей точкой в жизнедеятельности субъекта – он имеет максимальные значения по всем своим измерениям. Это его апогей.
После этого наступает третий этап – движение субъекта к точке (0;1). На этом этапе субъект реализует свое содержание вплоть до полной выработки формы. И в точке (0;1) третий этап заканчивается – субъект сбрасывает форму, которая исчезает — распадается, умирает и т.д.
После распада формы начинается четвертый и последний этап развития — субъект начинает движение к точке (0;0), существуя уже в сугубо нематериальном проявлении – только как содержимое, как информация. Здесь идет обобщение субъектом полученного в ходе его жизнедеятельности опыта, на основе переработки которого начнется следующий цикл его развития.
Вывод: мы видим, что даже из сугубо материалистической трактовки диалектики, утверждающей приоритет материального над идеальным, тем не менее, на определенном этапе развития следует существование субъекта в чисто нематериальном виде. Таким образом, материалистическая диалектика, описанная математически, оставляет место для идеального. Причем это место абсолютно равноправное с тем, которое занимает материальное.
И если учесть, что наука стоит на материалистических позициях, то, как показывает наша модель, наука оставляет (хочет она того на данный момент или нет) место для идеального – то есть, для религии, для Бога. Наука в рамках данной модели признает нематериальное существование бытия.
Выше мы рассмотрели движение от формы к содержанию – это была материалистическая трактовка устройства объективной реальности. Но поскольку противоположности, лежащие в основе нашей модели, абсолютно равноправны, то есть прямой смысл рассмотреть и другое направление развития субъекта в Пространстве смыслового устройства. Это движение не от формы к содержанию, а обратное ему – от содержания к форме.
В самом деле, если противоположности, лежащие в основе мироустройства, равноправны, то и вызываемые ими движения также равноправны. Это значит, что помимо видимого нам движения материи, есть и другое движение – движение нематериальное. Можно назвать его движением духа, движением информации и т.д.
Если первое движение — материалистическое — имело направление против часовой стрелки, то второе – идеалистическое – идет по ходу часов – от содержания к форме. Рассмотрим его.
Идеалистическая трактовка
На первом этапе субъект появляется в Пространстве смыслового устройства в точке (0;0) как нечто нематериальное. Почему «нечто»? Потому что мы живем в материальном мире и не можем видеть нематериальное. Хотя я в предыдущей статье писал, что когда мы приобретем значение по оси У, то у нас откроется возможность видеть нематериальное. Поэтому в силу отсутствия прямого видения по оси У мы можем лишь предполагать как выглядит существование в нематериальном виде. Поэтому я и использую слово «нечто».
Итак, на первом этапе субъект появляется в мире как нечто нематериальное – как замысел, как идея. В точке (0;1) проработка идеи завершается, и субъект вступает во второй этап, попадая в двумерное пространство, в котором теперь помимо понятия «содержание» действует и другое понятие – «форма». Соответственно, субъект должен отразить это в себе, начав движение по оси Х. Так для реализации содержания субъект начинает воплощаться в форме. Перейдя в двумерное пространство, субъект попадает в материальный мир.
Второй этап заканчивается в точке (1;1) – это тоже апогей для данного направления движения. Здесь завершается становление формы, и субъект приступает к ее использованию. Возможно, здесь уместна следующая аналогия: когда форма сравнялась с содержанием (точка (1;1)), развитие обоих противоположностей заканчивается. Так созданный инструмент уже нельзя изменить. Можно лишь на основе опыта его использования создать новый, когда этот придет в негодность или перестанет соответствовать требованиям.
Но логика модели говорит однозначно – на этом этапе субъект является больше формой, чем содержанием, поскольку его значение по оси У убывает, а по оси Х сохраняется. Достигнув точки (1;0), содержание исчезает, и субъект начинает существовать только как форма, при этом его значение по оси Х начинает убывать – субъект стремится к точке (0;0). Четвертый этап развития субъекта вызывает аналогию со свалкой старых вещей – эти вещи уже лишены содержания, но продолжают сохранять форму, которая с каждым днем стремится к нулю.
Вывод: как мы видим, логика идеалистической диалектики не является для нашего материального мира чем-то чуждым. Более того, для каждого этапа развития субъекта в идеалистической трактовке мироустройства есть свои аналогии чисто бытового свойства, с которыми сталкивается каждый из нас на протяжении всей своей жизни.
Две описанных выше модели диалектики – материалистическая и идеалистическая – суть единый процесс развития субъекта в Пространстве смыслового устройства. Из этого следует, что субъект одновременно является и формой, и содержанием в любой точке ПСУ. Субъект одновременно является и частицей, и волной. Что, возможно, поможет пролить свет и на понимание квантовых процессов. Описанная модель показывает, что такое состояние (и частица, и волна) свойственно не только «жителям» микромира, но и всему сущему без исключения.
Рождение новой жизни в Пространстве структурного устройства
Точка (1;1) имеет особое значение по двум причинам. Первая – это точка максимального состояния субъекта. Вторая – в этой точке одновременно встречаются два противоположных потока. Они не проходят мимо друг друга, а осуществляют взаимодействие.
Обратим внимание, что после встречи в точке (1;1) импульсы ослабевают. Об этом говорит тот факт, что значение координат уменьшается. Если на первых двух этапах развития значение координат возрастает, то после встречи в точке (1;1) значение координат начинает убывать. Поэтому предполагаю, что взаимодействие происходит следующим образом:
Два встречных импульса, встретившись в точке (1;1), отдают часть своего потенциала на создание нового Пространства структурного устройства. Под потенциалом здесь следует понимать сложение значений координат. Например, минимальный потенциал субъекта находится в точке (0;0): 0+0=0. Максимальный потенциал находится в точке (1;1): 1+1=2. Мы видим, что в точке (1;1) каждый потенциал субъекта уменьшается вдвое: в точке (1;1) он равен 2 единицам, а после этого, когда субъект «упал» на одну из осей, его потенциал равен единице. Высвободившаяся энергия уходит на создание нового ПСУ, которое выступает в роли дочернего по отношению к исходному.
Здесь интересен общий вектор, который пронзает стрелой оба пространства – и родительское, и дочернее. Есть предположение, что это стрела времени, устремленная от рождения, то есть, точки (0;0), к… смерти? Нет. Модель показывает, что смерти нет, а есть лишь циклический переход от одного состояния к другому. Тогда куда устремлено время? Что находится в точке (1;1)?
В точке (1;1) находится новая жизнь. В этой точке встречаются противоположности, достигшие своего пика. В этой точке происходит реализация максимального потенциала субъекта.
Время – это смысловая канва мироустройства, ведущая каждого из нас от рождения не к смерти, а к реализации данного нам свыше потенциала.
Как мы видим, дальнейшее развитие этой модели позволяет нам вводить новые смыслы и понятия, напрямую связанные с материалистической наукой, в частности физикой. Это, я уверен, позволит найти выход из того мировоззренческого тупика, в котором оказалась современная материалистическая наука, потому что, как показывает наша модель, описать мир только с позиций материального, отвергая идеалистическое, невозможно.
Поэтому разработанная автором модель позволяет примирить оба этих взгляда (материалистический и идеалистический) на устройство объективной реальности, показывая, что обе диалектики – это суть единый процесс развития субъекта в Пространстве смыслового устройства.
В одной из предыдущих статей я писал, что постижение мира не должно требовать сверх усилий, иначе процесс адаптации стал бы невозможным. И в самом деле, мы видим, что предложенная модель описания мироустройства предельно простая – для ее постижения необходимы школьные знания алгебры за 7 класс. А логика, положенная в основу модели, предельно простая – на основе здравого смысла.
В названии статьи есть словосочетание «новая диалектика». Почему новая? Потому, что данная модель позволяет объединить идеальное и материальное в единое целое, однозначно определяя приоритет в отношениях этих противоположностей. Приоритет заключается в реализации полного единства этих основополагающих понятий. Таким образом, понятия материального и идеального являются абсолютно равноправными и неразрывно едиными смысловыми атомами, из которых состоит объективная реальность. В этом суть новой диалектики, примиряющей часть и целое, форму и содержание, человека и Бога.
Данная модель не просто математическая, то есть, сухая, абстрактная — это новый универсальный инструмент познания, это новое мировоззрение, в котором гармонично уживаются противоположности, которым теперь не нужно уничтожать друг друга, а нужно лишь переосмыслить место каждого из них в общем гармоничном устройстве Вселенной.