Недавно в СМИ появилась информация об изменениях в доступе к Wi Fi в общественных местах. Теперь пользователям необходимо будет вводить паспортные данные. Эта инициатива получила название «в интернет по паспорту». То есть под угрозой оказалась анонимность Интернета, как одна из ключевых его особенностей. По сути, это означает следующее: Интернет для государства или государство для Интернета? И самое главное: что же такое анонимность? Предлагаю разобраться в этом вопросе.
Итак, с одной стороны, Интернет – это такая среда, которая уже охватывает всю планету в целом. С этой точки зрения, Интернет находится над государством, ведь любой национальный сектор Интернета, к примеру – Рунет, всего лишь составная часть всемирной паутины.
А с точки зрения государства, Интернет – это одно из пространств, которое государство предоставляет своим гражданам в качестве сферы их жизнедеятельности. Да и сам Интернет появился как средство, повышающее коммуникативные возможности сначала государственных служб и ведомств, а уж потом граждан. Это значит, что Интернет создавался не для Жежешечек и лайков, а для решения государственных задач. А это, в свою очередь, значит, что государство и должно решать, каким должен быть Интернет в границах этого государства. Так же аргументом является утверждение, что международный (простите за тавтологию) Интернет не может существовать без национального. Национальный Интернет может существовать без международного, а международный без национального нет. Да и вообще, понятие «международный Интернет» — это не более, чем абстракция, обобщенное понятие совокупности всех национальных хостингов. Если не будет национальных хостингов, где будет международный Интернет? Понятно, что лишь в мечтах и проектах.
Если же взглянуть на вопрос шире, то, в подтверждение вышесказанного, мы увидим, что на уровне базового государственного устройства национальные вопросы так же имеют приоритет над межнациональными, международными. Речь о конституциях стран мира. Мировой практикой любого суверенного государства является отражение в главном законе страны того факта, что национальное право имеет приоритет над международным. И обсуждаемая нами ситуация с Интернетом здесь не исключение. Обратная же ситуация, когда нормы международного права имеют приоритет над нормами национального права, как мы видим и на примере Конституции нашей страны, и по текущему состоянию дел, говорит, что российский суверенитет является номинальным, но отнюдь не фактическим, что не является нормальной ситуацией. Хотя тенденции 2014 года очень обнадеживают.
Таким образом, мы видим, что сначала возникла новая форма ВНУТРИсистемных коммуникаций, а уж затем она, развившись, обрела и МЕЖсистемную форму. Именно поэтому правила жизнедеятельности среды Интернет каждое государство должно определять для себя само, исходя из своих целей и задач, а не наоборот. Ведь, в самом деле, крона не должна противоречить корням, как и корни — кроне. Должна быть гармония между элементами системы. Когда же отношения далеки от гармоничных, то приходится выбирать, как говорится, из двух зол. В этом случае приоритет должен оставаться за базовой структурой, то есть за национальным правом. В противном случае хвост начинает вилять собакой. Гармоничные же отношения должны наступить тогда, когда сменится глобальная мировоззренческая парадигма. Сейчас основной принцип этой парадигмы утверждает право силы вместо силы права. Агрессию вместо нравственности. Дело в том, что на данном историческом этапе максимальной базовой точкой социальной устойчивости является государство. В ходе развития человечества эта точка росла от семьи как от минимально возможной точки социальной устойчивости к племени, от племени к союзу племен. От союза племен к простейшим государствам. От них — к государствам-империям. Сейчас идет эпоха создания союзов государств. Конечная же цель в пределах планеты — создание максимальной базовой точки социальной устойчивости, охватывающей всю Землю. То есть — человечество как единый организм.
И здесь надо отдать должное человечеству, которое постоянно пытается создать межгосударственные объединения, которые имели бы целью гармонизацию всех социальных процессов. Но находясь в рамках уже устаревшей парадигмы права силы, сделать это не возможно. А то, что она устарела, с моей точки зрения, неоспоримый факт. С системной точки зрения, именно этим и объясняется ничего не решающая роль сначала Лиги Наций, которая не смогла обуздать агрессию гитлеровской Германии, а затем и ООН, которая так же беспомощна перед США, которые просто втаптывают международное право в грязь, ни капли не стесняясь использовать право силы, вместо силы права.
Теперь давайте рассмотрим вопрос об анонимности с системных позиций.
Все, что мы видим вокруг себя, вся окружающая нас действительность – это некая система, состоящая из элементов, где каждый элемент тоже является системой для тех частей, из которых он, в свою очередь, состоит. С этой точки зрения, государство – это система, состоящая из элементов. Это целое, состоящее из частей. Залогом выживания и развития системы является внутреннее единство (о внешнем единстве, о единстве системы с окружающей средой мы поговорим отдельно). Единство между системой и элементами в качестве вертикальных связей и единство элементов между собой в качестве связей горизонтальных. Единство обеспечивается целью, к которой стремится система (объективное существование этой цели мы тоже разберем отдельно). Цель является сплачивающим фактором, который позволяет мобилизовать внутренние ресурсы системы и направить их на достижение этой поставленной цели. Всеобщий патриотический подъем, который испытывала наш страна каждый раз, когда на нее нападали иноземные захватчики, — яркий тому пример. Да и других примеров из жизни, подтверждающих это, масса. Таким образом, через объективно общую для всех элементов цель происходит централизованное управление ресурсами системы. Поскольку система сильна именно ресурсами, то каждый источник ресурсов жизненно важен для системы. Одновременно с этим, источником ресурсов является каждый элемент системы. Поэтому все ресурсы, сиречь элементы системы, должны быть учтены и зарегистрированы системой. По сути, утверждение, что все процессы в системе должны быть зарегистрированы, является аксиомой. Так же, как аксиомой является утверждение, что любой незарегистрированный процесс является деструктивным по отношению к системе.
Итак, все процессы в системе должны быть зарегистрированы системой и подлежать управлению. Если какой либо процесс системой не зарегистрирован, то можно сказать однозначно — это деструктивный процесс, ведущий к ослаблению и смерти системы. То же самое и с процессами, которые система наблюдает, то есть регистрирует, но не может взять под контроль. То есть, вопрос централизованного управления всеми процессами системы – это вопрос выживания системы. Все процессы должны быть подконтрольны – и никакой «невидимой руки рынка», иначе система теряет независимость.
И несколько слов про независимость. Независимость – это возможность распоряжаться своими ресурсами и идти в направлении самостоятельно выбранной цели. А это возможно только при высоком уровне внутреннего единства (опять же, про внешнее единство системы с окружающей действительностью мы поговорим позже): высокий уровень единства – это иммунитет системы, который позволяет ей выжить и преодолеть сопротивление среды. Аналогия с организмом полная. Здоровый организм обладает сильным иммунитетом, который позволяет ему не болеть под напором агрессивной внешней среды. В здоровом организме нет процессов, которые были бы неподконтрольны организму. В здоровом организме все ресурсы строго централизованы и направлены на достижение общей цели. Здоровый организм независим от окружающей среды. С этой точки зрения, выражение «цель делает человека сильнее» имеет системное обоснование.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что анонимность – это главный враг любой системы, а значит – и государства. Причем тот факт, что каждый из нас зарегистрирован как самим государством (о чем свидетельствует паспорт гражданина РФ или свидетельство о рождении у несовершеннолетних), так и различными государственными органами (ГИБДД, ПФР и др.), почему-то не вызывает критики в отличие от предложенной инициативы о ликвидации Интернет-анонимности. В самом деле, если начать перечислять все государственные органы (а помимо них есть еще и частные), то список получится не маленький. Это ГИБДД, где каждый водитель зарегистрирован и может находиться за рулем строго при наличии у него Водительского Удостоверения. Это Пенсионный Фонд России. Это налоговые органы. Это ЗАГС, который регистрирует все ваши гражданские состояния: рождение, вступление в брак, появление ваших детей на свет и, как это ни печально, смерть. А так же другие состояния, предусмотренные ГК РФ. Помимо этого вы были зарегистрированы в детском саду, школе, ВУЗе. Вы зарегистрированы в поликлинике. Как жилец вы зарегистрированы в ТСЖ или домоуправлении. И тд, и тд. То есть, каждая сторона вашей жизнедеятельности зарегистрирована государством. При этом государство же и создает эти сферы жизнедеятельности. Понятно, что если государство создает сферу жизнедеятельности, то оно вводит и регуляторы. Поэтому, если государство создает на своей территории пространство Интернета, то тем более оно в праве регулировать его деятельность. А значит — регистрировать все процессы, протекающие в нем. Более того, любая сфера жизнедеятельности, которая существует, но не создана государством, как мы уже выяснили, носит деструктивный для государства характер. Теневая экономика – явный тому пример, когда создается ресурсный поток, не подконтрольный системе.
Давайте рассмотрим это подробнее. В теневой экономике вся прибыль уходит на обогащение отдельных лиц, государство же не получает ничего. Теневая экономика переводит легальные деньги в нелегальные. То есть, энергия государства (а деньги — это материальное выражение энергии государства. Об этом мы тоже поговорим), которая должна пойти на его дальнейшее развитие, идет на развитие частных лиц, но не государства в целом. В организме человека этот процесс называется раковой опухолью, принцип действия которой ровно такой же, как и описанный выше. Раковая клетка подчиняет себе энергию организма, которая теперь идет не на развитие организма в целом, а на рост раковой опухоли. Смею предположить, что теория раковой клетки в медицине и теория сверхпотребления в социологии имеют под собой одно и то же системное происхождение. Все это становится возможным лишь потому, что уровень единства в системе, то есть в государстве или же организме, опустился ниже определенной отметки. То есть, цели элемента и системы начали расходиться. Поэтому главной задачей любой системы является поиск идеологии, которая позволила бы выдвинуть общую для всех элементов цель (об этом тоже можно поговорить отдельно). И наоборот – отсутствие идеологии ведет к невозможности создать цель и объединить общество. А значит – к распаду, деградации и утрате независимости. Хочешь победить врага — лиши его цели. Или навяжи ложную.
Итак, суть теневой экономики — в анонимности. А с системной точки зрения суть анонимности в том, что элемент не хочет работать в связке с системой, для него единство с системой не цель, а средство: он с ней един ровно настолько, насколько может ее опустошить. А целью является его личное благосостояние. Понятно, что при таком раскладе элемент будет наносить системе только вред. Так же можно сказать, что теневая экономика — это анонимность в товарно-денежных отношениях. А анонимность в Интернете- это теневое социальное существование. То есть, однозначный вред обществу и государству.
Гармоничные отношения, когда между системой и элементом есть единство, называются нравственными. Поэтому анонимность — это синоним безнравственности. В мутной воде легче плавать. Но настолько же легче и самому стать жертвой. Хуже этого — только если жертвами станут наши дети. В самом деле, Интернет сейчас — самое безнравственное социальное пространство. Представьте, что на улицах все вдруг наденут маски, за которыми нельзя будет увидеть не только лицо, но и возраст, пол, профессию, да и вообще любой идентификационный признак. Что случится? Случится хаос. А почему? Потому, что общество утратит контроль над своими членами в силу появившейся анонимности. Рушится причинно-следственная связь как один из фундаментальных принципов мироустройства: следствие есть, а причину идентифицировать не удается. Понятно, что нарушение жизнедеятельности на таком базовом уровне ведет только к деградации. В этом кроется ответ на вопрос, почему толпа всегда представляет собой нечто животное. Потому и представляет, что суть толпы — в анонимности, которая разрушает базовые принципы мироустройства. А это значит, что толпа по сравнению с обществом — система более низкого уровня развития. Ведь главный принцип современного общества — открытость. А главное свойство деградационных процессов — анонимность.
Давайте на минуту представим, что будет, если анонимность уйдет из Интернета. Что будет, если каждый будет подписываться своим именем? Я вижу лишь одно: оздоровление общества и государства. Уйдет вся грязь и весь тот гнус, который сейчас цветет пышным цветом. Исчезнет порнография и пошлятина. Исчезнут оскорбления. Дети будут более защищенными, находясь в Интернете. Лет семь назад я взял для себя правило: общаться в Интернете нужно так, чтобы написанное тобой ты смог показать своим детям и родителям. Очень помогает.
Итак, пора кончать с анонимностью, если мы хотим создать нравственное общество, ответственное за свое будущее и будущее своих потомков. Потому что анонимность — это антоним нравственности.