Написать эту статью меня побудил вопрос в одном из комментариев к предыдущей статье, ответ на который и перерос в этот текст. В связи с этим, а также будучи самокритичным, я привожу данный эпиграф.
«Бромберг, который до того сроду на эти темы не думал, уселся в удобное кресло, уставился на свой указательный палец и мигом высосал из него гипотезу монокосма. Это заняло у него один вечер. А на завтра он об этом забыл… У него же не только великая фантазия, он же знаток запрещенной науки, у него же в башке хранилось невообразимое число невообразимых аналогий…»
Координаты субъекта в Пространстве смыслового устройства (ПСУ) означают его состояние. Предельные состояния выражаются точками (0;0) и (1;1), где первая – это минимальное состояние, а вторая – максимальное.
Если мы проследим траекторию развития субъекта на первых двух этапах, то мы увидим, что сумма координат субъекта последовательно увеличивается. По мере движения от точки (0;0) к точке (1;0) сумма его координат стремится к единице, а по мере его движения от точки (1;0) к точке (1;1) сумма координат стремится достичь предельного значения, то есть, двух.
Таким образом, общее направление развития субъекта можно выразить вектором, направленным из точки (0;0) к точке (1;1).
Поскольку мы исходим из предположения, что с появлением человека эволюция биологических систем закончилась, то координата человека в ПСУ находится на оси У в окрестностях точки (1;0). То есть, значение по оси У крайне мало по отношению к значению по оси Х.
С учетом этого схема будет выглядеть так:
Описанный вектор — это путь от незнания (исходное состояние) к знанию (требуемое состояние), от части к целому. Это рациональный способ познания, в основе которого лежит причинно-следственная логика. Это путь, которым идет наука.
Это носит в какой-то мере силовой характер по отношению к изучаемому целому, потому что мы исходим из неполного знания в своем взгляде на него. Мы пытаемся измерить целое частными понятиями.
Но есть и обратный вектор, направленный из точки (1;1) к точке (0;0). Более того, этот вектор можно назвать первичным, потому что именно целое определяет смысл существования части, то есть, ее функцию. Вообще, целое (или целостность) – это единственная форма существования смысла. Понятие смысла без понятия целостности не имеет смысла –такой вот каламбур.
Поэтому этот вектор определяет развитие субъекта. Информация, поступающая по этой линии, носит управляющий характер. Она идет к субъекту из зоны непознанного. Изобразим это на схеме:
В зоне познанного мир изучен и описан, то есть, разложен на причинно-следственные связи. В зоне непознанного причинно-следственные связи пока не изучены. Поскольку человек в ходе эволюции социальных систем совершает восхождение по оси У к точке (1;1), то зона познанного увеличивается, а зона непознанного сокращается.
В одной из предыдущих статей мы разговаривали о сознании и приводили схему, описывающую его. Мы говорили о том, что сознание представляет собой линию в двумерном пространстве, разделяющую противоположности. Сознание – это феномен, возникающий на границе двух сред, являющихся противоположностями.
Теперь же мы можем показать, что сознание имеет две составляющие – рациональную и иррациональную. Рациональная часть сознания (на схеме выделена синим цветом) – это сознание, следующее от точки (0;0) к точке (1;1). Иррациональная часть сознания (выделена зеленым цветом) следует в противоположном направлении. Встречаются они на границе двух сред – познанного и непознанного.
Вообще, описанный процесс – это стандартный процесс любого обучения. Ученик всегда идет от незнания к знанию, от точки (0;0) к точке (1;1). Учитель же наоборот – идет от точки (1;1) к текущей координате ученика. Соответственно, учитель располагает полным объемом информации, ученику же информация дается дозированно – в виде урока на каждую конкретную тему. В этом суть взаимоотношений не только учителя и ученика, но и человека и мира (для атеистов) или человека и Бога (для верующих).
Но будь даже человек атеистом, данная схема показывает, что есть нечто высшее по отношению к человеку, что выполняет по отношению к нему родительскую функцию. Это подразумевает, что понятие смысла жизни не является субъективным, а прописано всему сущему свыше. Собственно, вся религия говорит именно об этом – на своем иносказательном языке, не умея выразить это логически.
Теперь вернемся к координате человека в ПСУ. Мы видим, что его значение по оси Х равно единице. Это значит, что мы можем видеть и ощущать наше тело, поскольку оно сформировано (достигло единицы). Но наше значение по оси У меньше единицы. Это значит, что мы не можем видеть нашу психику, мы можем лишь ощущать последствия ее деятельности. Здесь полная аналогия с ветром – мы его не видим, но мы его ощущаем.
Поэтому наше восприятие иррационального именно таково: в точке (1;1) находится информация о предельном состоянии системы. То есть, там хранится полная информация о том, что есть, что было и что будет. И из этой точки к нам поступает информация – дозированно и по мере необходимости. При правильном ее усвоении мы переходим выше и выше по оси У. При неправильном, видимо, идет сначала повтор, пересдача, а затем, если ситуация не исправляется, исключение из «школы».
Но поскольку у нас, в силу того, что мы находимся в текущей координате, нет возможности видеть наше психическое Я так же, как мы видим наше телесное Я, то мы воспринимаем поступающую из точки (1;1) информацию не напрямую, а опосредованно – через сознание. А поскольку поступающая информация идет к нам из зоны непознанного, то есть, оттуда, где причинно-следственные связи нам пока недоступны, то мы воспринимаем ее как неподдающуюся логике, нарушающую причинно-следственные связи и т.д.
Мы воспринимаем это как озарение, прозрение. Мы описываем это как интуицию, наитие и т.п. У нас нет возможности логически объяснить то, что приходит к нам из зоны иррационального. Собственно, поэтому мы и называем это иррациональным, то есть, необъяснимым. Хотя, как показывает модель ПСУ, в этом нет ничего нелогичного и загадочного.
Теперь, собственно, термин «иррациональное» уже не отвечает действительности – объяснение с точки зрения ПСУ дает нам возможность перевести иррациональное в область вполне себе познаваемого, логичного и глубоко закономерного – обоснованного самим устройством нашего мира. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.
Термин «иррациональное» можно заменить термином «подсознание», а лучше – «сверхсознание», потому что, согласно схеме, оно находится выше сознания. А главное – сверхсознание выполняет родительскую функцию по отношению к нашему рациональному сознанию.
Также следует сказать и о том, что теперь все происходящее с нами — даже в малейшем аспекте нашей жизни – следует воспринимать не как случайные события, а как события, имеющие свою логику. Эта логика является логикой того целого, частью которого является все сущее. Можно назвать это Вселенной, миром, природой, Творцом – это ничего не меняет. Открытые в рамках ПСУ законы универсальны и действуют вне зависимости от вероисповедания и даже вне зависимости от того, есть ли вообще у человека вера.
Поэтому можно сделать краткий прогноз: религии будут приведены к общему знаменателю, которым послужит информация, раскрытая в рамках модели Пространства смыслового устройства.
В данной статье мы рассмотрели понятия рационального и иррационального в нашем сознании. Мы показали их взаимодействие и логику. Главным выводом, наверное, является тот факт, что смысл жизни каждого из нас из области субъективного перешел в область объективного, положенного нам свыше. И следование ему является нашей высшей функцией, контроль за выполнение которой несет наше сверхсознание.