Здравствуйте, уважаемая Татьяна Владимировна!
С большим удовольствием слушаю Ваши лекции. Очень интересно. Зацепился за Ваше высказывание, что человек — один из представителей животного мира кто сознает смерть, в отличие от животных. Возможно, в какой-то степени это еще осознают дельфины и слоны, как я понял из Вашей лекции.
На эту тему я и хотел написать Вам письмо, поделиться своими мыслями.
Так получилось, что я разрабатываю собственную мировоззренческую концепцию, суть которой в следующем.
Глубинным уровнем устройства нашего мира являются не атомы и электроны, не фотоны и кварки – искать нужно совершенно в другом месте. Нет смысла бесконечно дробить материю, потому что ситуация с каждой новой частицей все больше запутывается. Запутывается — в том плане, что каждое новое открытие не дает нам понимания логики мироустройства. Если мы собираемся постичь мир, значит, мы прежде всего должны постичь его логику. Если, совершая открытия, логика существования мира от нас все больше отдаляется, значит искать в том направлении бессмысленно.
Поиск мельчайшей частицы, то есть, структурного «дна» вселенной, механистическим путем результата не даст. Потому что такой поиск – это поиск по форме, а не по сути.
Представьте себе человека, который никогда не видел автомобиля, который не знает, что это и для чего это. Такой человек, впервые увидев автомобиль, захочет понять, в чем его суть и смысл. И для этого он начнет разбирать автомобиль на все меньшие и меньшие части. Но ведь, как Вы говорили в Ваших лекциях, разобрав теленка на бифштексы, обратно его не соберешь. И это понятно. Разбирая на части целое, утрачивается смысл этого целого. Ведь смысл целого в том, что части связаны воедино. Разрушая эту связь, разбирая на части целое, смысл этого целого найти не удастся. Еще раз повторюсь, это поиск не по сути, а по форме.
Суть же в другом. Наш мир – это единое целое. Иначе всё это многообразие объектов и явлений, существующих в нашей вселенной, не имело бы общего названия. Ведь если какая-то группа разнородных объектов и явлений имеет общее название, значит, эта группа имеет целостность, она едина по определенному признаку. И этот признак будет определяющим для нашего взаимодействия с этой целостностью. Если некая целостность называется «автомобиль», значит, мы будем использовать ее как автомобиль. А если эта целостность называется «мусор», значит, мы будем относиться к ней, как к мусору, и поступать соответствующим образом. И если наш мир – это единое целое, то надо найти этот определяющий признак, который и соединяет его в единое целое. Ведь именно в нем и будет заключен высший смысл и высшая логика нашей реальности.
Если мы такой подход перенесем на познание мира, то мы увидим, что наш мир, если мы перестанем его воспринимать по форме и сосредоточимся на сути, представляет собой систему, состоящую из элементов. Как в высшем проявлении, так и на любом своем масштабном срезе. То есть, структура мира может быть описана при помощи понятий «элемент» и «система». Или, если по-русски, «часть» и «целое».
Эти понятия являются «атомами», дальнейшее деление, дробление которых невозможно. Это своего рода предел, точки экстремума.
Структурное устройство реальности — это не физический, это абстрактный уровень. Эти «атомы» нельзя увидеть в микроскоп. Но именно этот уровень определяет всё — физически наш мир выглядит именно так, потому что его структура устроена именно по этому принципу – по принципу взаимоотношения части и целого.
Если говорить образно, то вопрос эффективности и развития предприятия зависит не столько от того, какие люди будут работать, но, прежде всего, от того, какова структура этого предприятия. То же самое можно сказать и про государство: уровень гармонии в государстве будет зависеть не столько от того, какие граждане будут в нем проживать, но, прежде всего, от того, какова структура этого государства. То есть, какова его конституция. Структура государства заключена в его конституции. Именно потому конституция – это основной закон любого государства, потому что она определяет базовое соотношение между гражданином и государством – в качестве вертикальных связей, а также между самими гражданами – в качестве связей горизонтальных. Для государства понятия «государство» и «гражданин» — это базовые понятия. Это «атомы» его структурного устройства. И вид взаимодействия между ними определяет всю его дальнейшую архитектуру и все его законы, которые будут действовать на его пространстве. То есть, в конституции описаны «атомы» государственного пространства и описано базовое взаимодействие между этими «атомами». Конституция – это физика социального (или административного) пространства.
Итак, есть две «элементарные частицы» — часть и целое, элемент и система. Это – базовая архитектура нашей реальности. А значит, между этими базовыми частицами существует базовое взаимодействие.
Я, кстати убежден, что эта модель позволяет понять суть христианской Троицы. Более того, я убежден, что таким образом можно понять вообще все. Ведь если мы поймем главный смысл автомобиля, мы легко поймем смысл каждой его функции, вплоть до самой мельчайшей. Итак, Отец – это целое, Сын – это часть, Святой Дух – это то, что обеспечивает возможность объединения частей в единое целое. С этой точки зрения, можно объяснить, почему многое простится человекам, но хула наДуха Святого не простится человекам. Ведь части объединяются в единое целое только общим смыслом, общей целью, общей логикой. Единство части и целого обеспечивается общим смыслом. Смысл – это то, что люди всегда стараются найти. А ищут люди всегда самое важное – это аксиома. Таким образом, понятно, что возводить хулу на смысл существования целого мира – это одно из самых страшных нарушений, которое может себе позволить часть по отношению к целому. По крайней мере, я вижу логику в такой трактовке.
Но можно посмотреть и чуть глубже. Тогда мы увидим, что смысл – это лишь причина для объединения и что помимо причины должен существовать механизм для ее реализации. Этот механизм я назвал принципом единства. Смысл – это всего лишь форма, через которую реализуется процесс единства. Я назвал этот механизм принципом единства. Получается, что между вышеописанных фундаментальных понятий, между «атомами» структурного устройства существует такое же фундаментальное взаимодействие, которое называется принципом единства. Именно этот принцип обеспечивает целостность нашего мира как в его высшем проявлении, так и на любом его масштабном срезе.
Именно поэтому покушение на этот принцип, хула наДуха Святого, не простится человекам по той причине.
Соответственно, если этот принцип фундаментальный, значит, он лежит в основе всех остальных взаимодействий, которые существуют в нашем мире. Ровно так же, как в основе всех правовых взаимодействий государства лежит базовое взаимодействие, описанное в конституции.
Забегая вперед, хочу сказать, что все религии давали людям базовые представления именно о структурном устройстве мира, но на том языке, который был доступен для восприятия данным конкретным народом, находящимся на определенном уровне развития. Это все равно, что рассказывать об устройстве мира своему ребенку. Когда он совсем мал, мы ему даем эту информацию через сказки. Когда он подрастает, мы ему даем эту информацию в более системном виде. Потому что если мы 15-ти летнему подростку будем рассказывать о конструктивных и деструктивных тенденциях в развитии системы на примере борьбы добра и зла из детских сказок, то он может отбросить эту информацию как не содержащую истины. Кстати говоря, именно такая ситуация сейчас складывается в обществе по отношению к религии. Религия нуждается в более системном изложении знаний о Боге (то есть, об окружающей действительности), чем то, которым она оперирует до сих пор. Старые трактовки уже никого не удовлетворяют. С этой точки зрения становится понятна фраза о втором пришествии Христа, учение которого люди с первого раза не приняли и не поняли. Ведь если у какого-то учения есть сотни толкований (сект и направленностей), значит, это учение не понято. Вы в своих лекциях говорите то же самое, когда говорите о том, что такое до сих пор никто не понял, что такое сознание и мозг.
Возвращаясь к принципу единства, надо сказать, что по определенным причинам именно человечеству доверена высокая задача нести знамя эволюции. Ведь фокус эволюции сейчас сместился с биологических систем на системы социальные. Совершенно определенно мы живем в эпоху эволюции социальных систем. Именно поэтому миллионы обезьян сейчас не превращаются в людей. Суть эволюции социальных систем в создании человечества как единого целого. Если посмотреть в прошлое, то можно увидеть, что идет процесс создания все более сложных и масштабных социальных систем. И сейчас мы находимся на таком этапе, когда старый подход выработал себя. Старый подход – это попытки строительства социума методом тыка, то есть, без понимания логики структурного устройства. Понятно, что редко-редко когда удавалось построить гармоничное социальное здание, да и то не надолго.
Настоятельно необходимо перевести социальное строительство в сферу системных знаний. Да и не только социальное строительство, но и еще шире – все мировосприятие человека должно быть выстроено на принципах системного восприятия мира. Я скромно назвал эту область знаний Основы Системного Восприятия Окружающей Действительности. Сокращенно ОСВОД. На своем сайте osvod.su я размещаю статьи, которые пишу по мере сил и возможностей. Надо сказать, что у меня совершенно нет ни писательского опыта, ни опыта публичных выступлений. Но это я отвлекся.
Итак, получается, что человек способен создавать все новые и новые виды целого. А это можно создавать только на основе принципа единства и системного знания об этом принципе.
Но создать новое целое можно, только если человек умеет выходить за рамки своего Я. Или в других терминах: элемент может создавать новые виды целого только в том случае, если он сможет отстраниться от своего Я, выйти за пределы своего Я. Выйти за эти рамки можно только в том случае, если элемент может ощутить свое единство с тем целым, частью которого он является. Поэтому, простите за термин, «прокачка» уровня единства – это важнейшая задача человечества. Сохранением и развитием этого уровня занималась во все века религия.
Итак, выход за пределы своего Я для элемента – это технология создания нового Целого. Это единственно возможный способ развития. В структурном устройстве элемента за это отвечает такой орган, который в человеческой психике называется душа. Душа – это представительство принципа единства в структурном устройстве элемента. То есть, в каждом элементе «зашит» чип, который управляет элементом исходя из интересов целого. Здесь кроется святая святых – принцип единства. Напомню, что принцип единства воспринимается в человеческой психике как чувство любви. Поэтому и говорят, что любовь – это главное чувство. Вообще, любовь – это главное, что есть на земле. И структурное устройство мира подтверждает это с системных позиций.
Но, возвращаясь к теме моего письма, смерть – это и есть выход за пределы своего Я. Смерть – это конец жизнедеятельности элемента. Если элемент не способен осуществить выход за пределы своего Я, если у него для этого недостаточно развита душа, то сознание такого субъекта не будет способно создать такое понятие как «смерть». Для такого субъекта дальше жизни ничего нет. Он похож на футболиста, который не видит ничего дальше поля – ни трибун, ни болельщиков, ничего. Его восприятие мира ограничено только футбольным полем.
А человек может моделировать выход за пределы своего Я. У него уже хватает возможностей для того, чтобы отождествить себя не только со своим телом, но и с тем миром, в котором он существует. Повторюсь, для этого необходимо высокоразвитое чувство единства. За развитие этого принципа отвечает религия.
Именно по этой причине животные не осознают того, что такое смерть.
Татьяна Владимировна, всё это промелькнуло у меня в голове, когда я слушал Ваши лекции. Может быть, я довольно сумбурно все изложил. Но мыслей и открытий (возможно, по типу изобретения велосипеда) у меня масса. И я пытаюсь из всего этого создать стройную систему. В чувствах она у меня есть. А на бумаге – пока нет. Без ложной скромности, я считаю, что совершил открытие, описав структурное устройство нашего мира и базовый принцип взаимодействия, который лежит в основе всего. Этот принцип позволяет описать всё и понять всё. Вообще всё. Мне кажется, я увидел. Моя задача – дать ход этой информации, изложив ее системно и доступно.
Если Вас заинтересовало моё письмо, буду рад получить от Вас ответ.