На днях читал статью, в которой рассказывалось про последствия возможного взрыва Йеллоустоунского вулкана. Речь шла о том, что если этот супервулкан взорвется, то это будет не локальная катастрофа, а катаклизм планетарного масштаба. И ожидать, что вулкан будет разрушителен лишь для США, не стоит, поскольку погибнуть может все человечество. В любом случае, по цивилизации может быть нанесен такой удар, который отбросит уцелевшее человечество на тысячи лет назад. И хотя подобное, по некоторым утверждениям, уже бывало не раз в жизни нашей планеты, но, тем не менее, не очень хочется стать живым свидетелем этого.
С моей точки зрения, основной мировоззренческой проблемой человечества является неумение воспринимать Мир как единое целое. Эта проблема возникает из-за разности в масштабах человека и Мира. И эта, казалось бы, абстрактная деталь – неумение воспринимать правильно окружающую действительность — является основополагающей во всех сферах жизнедеятельности человека и человечества. Это как незначительный вывих у самого основания дерева, но который в целом приводит к тому, что ствол, вырастая, обрушивается под собственной тяжестью.
Но если научиться воспринимать мир как единое целое, то можно увидеть некоторые закономерности. Можно увидеть логику Вселенной, логику нашего Мира.
О чем речь?
Речь, например, о том, что, любой элемент системы всегда является порождением самой системы. А значит высший смысл существования любого элемента определен еще до рождения самого элемента. То есть, если говорить о человеке, высший смысл жизни каждого человека является внешним понятием по отношению к самому человеку: не мы выбираем смысл жизни – он заложен в нас свыше. А значит, и наше рождение – это спланированный акт системы высшего порядка.
Вопрос о смысле жизни – важнейший вопрос, который легко разрешается, если мы посмотрим на Мир как на единое целое.
Дело в том, что целостность Мира подразумевает такое понятие как встроенность элемента в систему. А встроенность имеет три состояния. Чтобы более подробно рассказать о двух из них (о третьем — в других работах), давайте перейдем на конкретный пример.
С появлением в семье ребенка весь мир начинает вращаться вокруг него. Все ресурсы семьи направлены только на ребенка. Все интересы семьи подчинены его интересам. Ребенок живет в режиме максимального потребления и минимальной отдачи. Этот период жизни можно назвать эгоцентризмом: ребенок не учитывает интересы окружающей среды, и это нормальное его состояние, потому что главная задача ребенка – научиться выживать в этом мире.
Но по мере взросления вектор сознания смещается от потребления к отдаче: ребенок должен начинать учитывать интересы окружающей среды, ориентироваться не только на себя, но и на семью. Такое состояние называется взрослой моделью поведения, его можно назвать социоцентризмом.
Если же ребенок по каким-то причинам не может или не хочет перейти из одного состояния в другое, то такой ребенок считается больным. У такого ребенка нет будущего, вполне вероятно, что дни его окажутся короче, чем у здоровых детей.
Теперь, возвращаясь к абстрактному языку, можно сказать, что у каждого элемента системы также есть два состояния, которые, как было сказано выше, на языке человеческих отношений называются эгоцентризм и социоцентризм.
Но поскольку государства суть те же элементы общей системы под названием человечество, то и к ним применим подобный подход.
Например, США – это ярко выраженное состояние эгоцентризма, в то время как Россия олицетворяет собой социоцентризм. И вечная борьба Запада против России, если мы посмотрим на нее с точки зрения ОСВОД (Основы Системного Восприятия Окружающей Действительности), является всего отражением борьбы этих двух возможных состояний элементов системы.
Таким образом, становится понятно, что состояние социоцентризма является более высокой ступенью в развитии, чем состояние эгоцентризма. Эгоцентризм можно рассматривать как естественное и закономерное состояние, но только на определенном этапе, после которого его должно заменить другое состояние — состояние социоцентризма.
И зная это, легко сделать футуристический прогноз.
США не должны доминировать над человечеством. Их доминирование сродни диктатуре несносного ребенка, который никак не хочет повзрослеть. Прикрываясь любовью к семье (сиречь, демократией и всякими другими якобы высокими идеалами), он поступает только исходя из своих интересов. Он хочет гадить там, где его застала нужда, не снимая при этом штанов. Он хочет по прежнему быть в центре семьи, не желая принимать в расчет тот факт, что уже давно пора в центр семьи поставить не только свои интересы, но прежде всего интересы семьи, поставив свои ресурсы и возможности ей на служение.
В противовес этому мы должны поставить другое мировоззрение – истинной любви и единства, умения встроить свои интересы в интересы общего Целого.
Причем здесь вулкан?
При том, что если мировоззрение любви и единства не сможет преодолеть мировоззрение эгоцентризма, то будущего у нашего человечества нет. Ведь смысл развития заключается в том, чтобы перейти на более высокую ступень восприятия Мира. И если этого не произойдет, то тогда уже сработает система самоуничтожения – Йеллоустоунский вулкан, например.
И тот факт, что деятельность вулкана в последнее время всё активнее, говорит о том, что внутри человечества идет борьба мировоззрений с перевесом не в пользу социоцентризма.
Возможно, что человечество выживет, как, говорят, бывало уже не раз. И будучи отброшенным на тысячи лет назад, оно снова поднимется, чтобы уже не сделать подобной ошибки.
Но лично мне хотелось бы через тернии к звездам, а не обратно в пещеры. Хотя пример 2020 года показывает нам, что возможен и более мягкий вариант «возвращения к природе» – через мировую пандемию. Вполне возможно, что этот процесс рукотворный и в какой-то степени управляемый. Но при любых раскладах у нас нет иного выбора, кроме как перейти на следующую ступень развития.
Ребенок должен повзрослеть.