Понятие Троицы в Пространстве Смыслового Устройства

Предположим, что религия объясняет базовые принципы и законы мироустройства на языке и уровне, доступном для восприятия тем народом, к которому она обращается.

Из Википедии:

Догмат о Пресвятой Троице является основой христианского вероучения. Согласно православному учению:

— Бог Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит;

— Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца;

— Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца.

Все три Лица Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир.

Помимо этого, Бог есть любовь.

Исходя из этого, попробуем рассмотреть понятие Троицы через призму модели Пространства смыслового устройства (ПСУ).  В предыдущих статьях было сказано, что, согласно модели ПСУ, мир в своей основе устроен по принципу дуальных противоположностей, которые образуют особое пространство со своими закономерностями. Все, что может  быть описано при помощи таких противоположностей, является субъектом этого пространства.

Данное пространство представляет собой обычную декартову плоскость, осями которой являются противоположности. Таким образом, высшая размерность этого пространства равна двум. Субъекты, имеющие размерность меньше двух, не несут в себе функции, поскольку такие субъекты являются одномерными. А функция – это понятие как минимум двумерное.  Понятие функции присуще лишь одному субъекту, размерность которого равна двум. Это – человек (человечество). Получается, что лишь структура человека в модели ПСУ является подобной структуре самого пространства, поскольку размерность и того, и того равна двум.

Если мы введем еще одно предположение, что под понятием «Бог» следует понимать само Пространство смыслового устройства, то тогда фраза «и создал Бог человека по образу и подобию своему», становится понятной – мы видим, что и человек, и Бог в модели ПСУ имеют одинаковую размерность.

Но если понятие «Бог» является двумерным с точки зрения модели ПСУ, то как это сочетается с понятием Троицы, которая описывает Бога как триединство Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа? Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно.

В учебных пособиях для дошкольников или школьников младших классов часто встречаются задания по типу «зачеркни лишнее». Поэтому если мы рассмотрим ипостаси Троицы с этой точки зрения, то мы увидим, что Отец и Сын – это родственные понятия, а «зачеркни лишнее» — это Святой Дух. В самом деле, для любого человека слова отец и сын вместе означают семью, как некое пространство отношений. При такой раскладке отец и сын – это «материальные» объекты, а отношения между ними – нематериальны. Само слово «отношение» можно воспринимать чисто математически – как функцию.

Поэтому мы можем на осях декартовой плоскости расположить понятия Бог Отец и Бог Сын.

Тогда что будет являться функцией? Функцией будет являться Бог Святой Дух – как символ нематериальной ипостаси нашего мира. Какой может быть «формула», описывающая отношения Отца и Сына? То есть, какой может быть «формула», описывающая суть Святого Духа?

Отца и сына связывает чувство любви. Но в сознании человека чувство любви означает состояние единства, которое математически описывается как прямая зависимость, а в жизни людей это выражается следующими словами: «если тебе хорошо, то и мне хорошо. Если тебе плохо, то и мне плохо. Я разделяю всё, что происходит с тобой». Формула прямой зависимости выглядит так: у=f(х), где f – это коэффициент пропорциональности, лежащий в пределах от  нуля до единицы. Чем ближе этот коэффициент к единице, тем выше уровень единства между противоположностями.

В данном случае коэффициент пропорциональности будет равен единице, потому что Бог Отец и Бог Сын едины через понятие Троицы. А с точки зрения модели ПСУ коэффициент пропорциональности между Богом Отцом и Богом Сыном равен единице, потому что эти понятия занимают точки (0;1) и (1;0) соответственно. То есть, их значения каждое на своей оси равно единице. Соответственно, и коэффициент их отношений так же будет равен единице: f=у/х.

Рассмотрим следующее высказывание:

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам.

С точки зрения модели ПСУ возможное объяснение выглядит так: хула на  Духа Святого не простится по той причине, что в модели ПСУ координаты Бога Отца и Бога Сына каждая на своей оси равны единице. Бог Отец расположен в точке (0;1), а Бог Сын в точке (1;0). Сумма значений координат равна единице для них обоих. А сумма значений координат Бога Святого Духа равна двум, так как при коэффициенте пропорциональности равном единице, Бог Святой Дух будет располагаться в точке (1;1). Если мы учтем, что сумма значений координат человека больше единицы, но меньше двух (об этом говорилось в предыдущих статьях), то можно сделать вывод о том, почему хула на Святого Духа непростительна. Потому что сумма значений человека  выше каждой из этих двух противоположностей, но меньше чем сумма значений у Бога Святого Духа.

Таким образом, понятие Троицы означает следующее: Бог Отец и Бог Сын – это оси координат, образующие пространство отношений. А Бог Святой Дух – это функция, означающая единство Бога Отца и Бога Сына. Это принцип единства, это чувство любви, это математическое отношение, это формула.

За неимением подобной логической модели, люди как могли описывали эти понятия. Это вызывало и продолжает вызывать определенные трудности восприятия. Но имея подобную модель, мы можем достаточно уверенно пробираться сквозь не всегда понятные и логичные построения священных писаний, выстраивая их в стройную логическую цепочку, описывающую глубинные основы нашего мира.

Вместе с этим модель ПСУ может выступать и в роли корректирующей модели. Например, выражение «Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца» означает, что от Бога Сына Святой Дух не исходит. Это вступает в противоречие с моделью ПСУ, из которой видно, что Бог Святой Дух является функцией от Бога Отца и Бога Сына. То есть, Бог Святой Дух исходит от Бога Отца и от Бога Сына. А Бог Святой Дух – это феномен, возникающий по линии взаимодействия двух противоположностей. Эту фразу я привел именно в таком виде, как перекликающуюся с другой фразой, которая была в одной из предыдущих статей. Вот она: сознание – это феномен, возникающий по линии взаимодействия противоположностей. А именно: физического и психического. Аналогию можно продолжить: Бог Святой Дух – это Сознание нашего мира как единого_целого.

Таким образом, в понятиях модели ПСУ можно описывать весь мир и в целом, и в каждом его фрагменте. И каждое описание будет иметь общий принцип, воспроизводимый как в каждой части целого, так и в самом целом – потому что в основе модели ПСУ лежат самые глубинные понятия – бинарные противоположности. Их можно назвать смысловыми атомами.

«Все три Лица Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир.»

«Существуют в полном единстве», с точки зрения ПСУ, означает, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух располагаются в едином пространстве – Пространстве смыслового устройства. «Которое творит мир» означает, что и Пространство смыслового устройства, и действующие в нем закономерности являются базовыми, основополагающими по отношению ко всему сущему, включая весь мир в целом. Это самый глубинный уровень мироустройства.

Исходя из сказанного, можно увидеть, что при детальном рассмотрении между двумерностью Пространства смыслового устройства и понятием триединства Бога нет противоречия. Бог Отец и Бог Сын выступают в роли противоположностей, располагающихся каждая на своей оси. А Бог Святой Дух – это функция, которая возникает в двумерном пространстве ими образованном.

Как следует воспринимать подобную информацию? Как десакрализацию Бога? Как упоминание имени Господа всуе? Ни в коем случае! Мы все дети Божьи, и наша задача, как и любого ребенка, уподобиться своим родителям, чтобы со временем мы смогли стать ими. И, согласно эволюции человечества, описанной в модели ПСУ, это должно произойти в точке (1;1).