Притча об изгнании из рая с точки зрения модели ПСУ

В основе любой религии лежат два базовых понятия – человек и Бог. Этим самым религия задает пространство, в котором данные понятия взаимодействуют, и описывает законы, в нем действующие. С этой точки зрения, религия ничем не отличается, например, от конституции государства. Ну, кроме масштаба описываемого пространства. Конституция, как и религия, в своей основе также опирается на два базовых понятия. Только здесь они называются гражданин и государство. Конституция ровно так же, как и религия, описывает закономерности их отношений, ничем их не обосновывая, а просто постулируя и возводя в ранг аксиомы.

То есть, и религия, и конституция оперируют взаимоувязанными противоположностями, которые находятся в основе описываемой ими системы. В обобщенном виде изучение таких противоположностей, а также закономерностей  их взаимодействия, привело к созданию модели Пространства смыслового устройства (ПСУ).

Соответственно, открытые в рамках модели ПСУ закономерности универсальны и лежат в основе всего, что может быть описано при помощи любых взаимоувязанных противоположностей. Примеры таких пар: человек и Бог, часть и целое, форма и содержание, наука и религия и т.д.

В данной статье будет рассмотрена библейская притча об изгнании человека из рая с точки зрения модели ПСУ – как дополнительный аргумент, подтверждающий универсальность данной модели.

Определимся с координатой человечества в ПСУ. Для этого воспользуемся предположением, что с появлением человека эволюция биологических систем закончилась. Таким образом, человек занимает предельное значение на оси Х,  на которой мы располагаем биологические системы. Предельное значение в ПСУ равно единице. Поэтому точка появления человека имеет координаты (1;0).

С окончанием эволюции биосистем началась эволюция систем социальных. Понятие «социальное» в модели ПСУ располагается на оси У. Соответственно, эволюция социальных систем начинается в точке (1;0) и направлена к точке (1;1). Логика развития человека и человечества должна соответствовать этому направлению.

Теперь посмотрим, что говорят нам первые две главы Книги Бытия.

Мы видим, что сначала была создана неживая природа, затем растения, затем животные и лишь затем человек. Причем только человек сотворен по образу и подобию Бога. Что это значит? Модель ПСУ имеет двумерное устройство, поскольку образована из парных противоположностей. А человек – это единственный субъект (по крайней мере, на данном историческом этапе), который имеет двумерное устройство. Ведь только у человека есть значения больше нуля по обоим измерениям. У всей остальной живой природы  значение по оси У равно нулю. У неживой же природы оба значения равны нулю – неживая природа в описываемой раскладке ПСУ располагается в точке (0;0).

Таким образом, процесс сотворения мира Богом выглядит так: сначала была создана неживая материя – точка (0;0). Затем появилась живая природа – в значениях больше нуля, но меньше единицы. Венцом живой природы является человек – точка (1;0).

Геометрически это выглядит так: неживая природа – нульмерный объект, затем живая природа – одномерный объект в виде отрезка. А затем человек – объект двумерный, то есть, плоскость. Вполне возможно, что по достижении человеком точки (1;1), Пространство смыслового устройства приобретет третье измерение, оператором которого будет уже следующая форма жизни, которая будет отличаться от человека так же, как сейчас человек отличается от всей остальной живой материи.

Итак, получается, что человек, имея двумерное устройство, создан по «образу и подобию» Бога. Отсюда можно сделать вывод, что «устройство» Творца также двумерное. А двумерным, кроме человека, в модели ПСУ является само ПСУ. Это значит, что под словом «Бог» или «Творец» мы можем понимать то максимально целое, частью чего является все сущее – весь мир в целом, всю Вселенную.

Такое определение Творца многое объясняет. Например, понятно, почему нельзя делать изображение Бога – потому что Бог для нас обезличен. Его нужно воспринимать по сути, а не по форме. Попытки изобразить Бога неизменно уводят человека от содержания к форме, то есть, к вырождению восприятия Бога.

Также становится понятым, почему Бог и внутри, и снаружи каждого из нас – потому что мы все части единого целого, а значит, несем это целое в себе в доступном нам объеме и согласно нашему назначению. И т.д.

Итак, Творец создает человека и помещает его в райский сад. Жизнь человека в раю – это точка (1;0), которую можно сравнить с утробой матери. Человек живет на всем готовом, и ему даже трудиться не надо, чтобы добывать себе пропитание. Обратим внимание, что социальная составляющая человека в райском саду равна нулю – ведь значение по оси У в точке (1;0) равно нулю.

Сначала Адам живет один, но и затем, когда Творец создал Еву, то социальная составляющая не проявляется никак – Адам и Ева не сознают своей наготы, то есть, их сознание не видит противоположностей. Это значит, что Адам и Ева не могут образовать семью. Увидеть, осознать противоположности можно только получив значение по оси У.

Отведав же от дерева познания, Адам и Ева увидели свою наготу и осознали свою разницу по отношению друг к другу («открылись глаза»). В их сознании появилось что-то новое. Дерево познания в Книге Бытия называется деревом познания добра и зла. Добро и зло – это не что иное, как противоположности. А сознание, способное к самоотражению, возникает, как было сказано в одной из предыдущих статей, когда одна из противоположностей достигает единицы, а вторая больше нуля.

Таким образом, познание противоположностей означает, что Адам и Ева обрели сознание, отличающее человека от животного, и, в связи с этим, покинули ось Х, на которой расположены биологические системы, и приобрели значение по оси У. То есть, покинули райский сад.

Затем господь Бог говорит Адаму: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

Это означает, что человек теперь должен трудиться, то есть, выполнять некую функцию, которой нет у животных. Ведь «взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их». У человека отныне не так. Это объясняется тем, что животные (биологические системы) расположены на оси Х, то есть, в одномерном пространстве. А функция существует только в двумерном. Человек же, выйдя из райского сада, то есть, из одномерного пространства, перешел в двумерное – в пространство функции.

Возврат же в землю, «из которой ты взят», означает, что жизненный цикл субъекта в ПСУ цикличен. И выйдя из точки (0;0), субъект завершает свой цикл в этой же точке.

Из сказанного видно, что библейская притча об изгнании человека из рая полностью соответствует логике развития человека (и человечества) в модели Пространства смыслового устройства. Не выявлена лишь роль Змея.

Но следует оговорить некоторые моменты. Исходя из логики модели ПСУ, изгнание из рая следует считать изгнанием ровно в той же степени, в какой изгнанием является выход плода из утробы матери. А гневные слова Бога по отношению к человеку можно сравнить со шлепком новорожденному, чтобы он криком своим прочистил легкие. Обоснование изгнания греховностью человека не соответствует действительности: с точки зрения логики ПСУ выход из рая – это закономерный этап в развитии человека.

И о какой греховности может идти речь, если движение человека, как и любого другого субъекта, в ПСУ идет строго по предназначенной траектории? Отличие человека от живой природы заключается в том, что у живой природы нет пространства для маневра, поскольку каждый живой вид занимает свою точку на оси Х, а у человека есть такое пространство. Это пространство двумерное, и на общепринятом языке оно называется свободой воли.

Злоупотребление свободой воли называется грехом. Поэтому можно сказать, что греховность человека обусловлена свободой воли, в отличие от остальной живой природы, которая греха не имеет, поскольку не имеет свободы воли. Но заведомо считать природу человека греховной из-за наличия у него этой свободы, я считаю, не правильно.

Возможно, что ослушание человека обыграно в этой притче как факт того, что у человека появилась свобода воли, которая может привести к противоречию с Богом.

Поскольку, как было сказано выше, закономерности, открытые в рамках модели ПСУ, универсальны, то они могут служить общим знаменателем для всего сущего. Поэтому и в понимании и трактовке религиозных текстов следует опираться на логику ПСУ как на универсальную и всеобъемлющую.

Притча об изгнании из рая имеет большое значение в библейской мифологии. И ее разбор сквозь призму модели ПСУ показал достаточную объяснительную силу модели, что еще раз подтверждает ее универсальность.