Логика структурного устройства

Несмотря на внешнее многообразие нашего мира, структурно он устроен единообразно. По единому образу и подобию. В основе его структуры лежат два фундаментальных понятия – понятия части и целого. Эти понятия являются «неделимыми», то есть,  более общих понятий для описания структуры не существует. Например, когда мы ведем речь о доме как о некоей системе, то здесь такими «неделимыми» понятиями являются сам дом как максимальное предельное понятие и кирпич – как минимальное предельное понятие. В структурном устройстве объективной реальности такими понятиями являются целое и часть. В самом деле, если говорить обобщенно, то все, что мы видим вокруг себя, является частью той или иной системы, которая, в свою очередь, является частью системы более масштабной. И так далее – до самого верха. Предельной системой является Вселенная, говоря языком физики. Здесь можно возразить, что, вероятно, за пределами нашей Вселенной существует еще что-то. На это ответ простой: как только мы что-то обнаружим за пределами нашей Вселенной, так сразу же ее границы раздвинутся и распространятся на открытые области. И то, что мы открыли, будет также считаться Вселенной, даже если наша Вселенная – это маленькая часть от того, что удалось открыть.

Я же вместо термина «Вселенная» предпочитаю термин «объективная реальность». Или, говоря родным языком, «окружающая действительность».

Что такое обобщение? Обобщение – это отказ от формы и концентрация на сути. Если мы сможем обобщить все процессы и объекты нашего мира в единое целое, дав им единое определение, то, значит, в этом определении и будет заложена суть объективной реальности, ее стержневая идея.

Что нам это даст? Например, было бы неплохо представлять себе то пространство, в котором мы живем. Представлять не по форме, а по сути. Ведь процесс адаптации человека, да и человечества, в окружающей среде напрямую зависит от того, насколько правильно воспринимается и оценивается эта окружающая среда. Если окружающая среда не несет в себе никакого смысла, а просто «тупо» существует сама в себе, то и пребывание в ней человека и человечества также не несет никакого объективного смысла. Иное, если окружающая действительность несет в себе некий смысл. Тогда этот смысл является определяющим по отношению к каждому элементу объективной реальности. И тут надо напомнить, что такими элементами является как каждый из нас, так и человечество в целом. Таким образом, в лице такого знания мы получаем объективный оценочный критерий для любого процесса, проходящего в этой системе. То есть, люфт в виде возможности существования субъективизма как такового просто исчезает – любые понятия и термины получают теперь строго объективную трактовку. Вообще все, потому что мы приходим к факту существования единой точки отсчета для всего и вся в этом мире. Весь мир приведен к общему знаменателю. Пишу так подробно, потому что сама мысль о том, что «теория всего» возможна, более того – обоснована, для многих покажется нелепой.

Так вот, идя по пути обобщения, мы приходим к выводу, что самым общим определением нашей Вселенной является «система». Все, что происходит вокруг нас, заключено в нашу Вселенную. А наша Вселенная – это система, состоящая из элементов. Это целое, состоящее из частей. Более общего определения я не нашел. Это значит, что в этом определении кроется суть. Ведь если группа объектов или процессов имеет общее название, значит именно в этом названии и будет отражено объединяющее их свойство. И значит, это свойство будет являться их сутью. Поэтому стержневую идею объективной реальности необходимо искать в ее структурном устройстве. То есть, в отношениях целого и части, системы и элемента.

Но может ли структурное устройство системы быть источником какого-либо смысла, может ли оно содержать в себе какую либо идею? Может. Всем известна фраза Наполеона: «география – это приговор». Суть этой фразы в том, что география выступает в роли объективного, то есть, независящего от человека, фактора, который и определяет политику. Казалось бы, роль личности в истории никто не отменял, но, оказывается, что история как процесс – это слагаемое двух величин. Постоянной и переменной. Постоянная величина – это география как объективный фактор. И переменная величина – это историческая личность в качестве фактора субъективного. Геополитика – наука, занимающаяся изучением неизменных, то есть, объективных факторов в глобальном историческом процессе, как раз является подтверждением этих слов. То есть, мы видим, как сама структура геопространства служит той смысловой канвой, в которой предстоит действовать исторической личности. Или, если говорить в наших терминах, структура объективной реальности наделяет определенной логикой существования каждый свой элемент, каждую свою часть.

Итак, что мы установили в этой статье?

Во-первых, структурно мир устроен единообразно.

Во-вторых, из структурного устройства проистекает определенная логика взаимоотношений между частью и целым.

В-третьих, эта логика является универсальным оценочным критерием для любого объекта или процесса, находящегося в рассматриваемой системе.

В-четвертых, понятие смысла жизни получает объективное обоснование, вытекающее из самой природы объективной реальности.

В дальнейших статьях хотелось бы поговорить о том, что же именно собой представляет логика структурного устройства.