Патриотизм как объективная социальная функция гражданина

Участвуя в интернет-баталиях с представителями либерального крыла, часто приходится слышать фразы, подобные этой, выражающие их отношение к патриотизму: «надо быть совсем чокнутым, чтобы вшиветь в окопах из романтических побуждений». Это совсем свежая фраза, которую я получил в ответ на свое сообщение буквально сегодня. Вопрос: так надо ли «вшиветь в окопах» или не надо? Я постараюсь ответить на этот вопрос с системных позиций.

То есть, является ли патриотизм объективным явлением или же носит сугубо субъективный характер? Может ли гражданин сам определять степень своего патриотизма: например, у одного гражданина величина патриотизма положительная, у другого нулевая, а у третьего – отрицательная? Или же есть некий критерий, которому мы все как граждане, находящиеся во взаимоотношении с государством, и должны следовать?

Для того чтобы разобраться  с сутью любого явления, необходимо оторваться от формы и сосредоточиться на содержании. То есть, необходимо идти путем обобщения, потому что обобщение убирает такой фактор как форма и позволяет сосредоточиться на чистом содержании.

Толковый словарь Ожегова определяет патриотизм так: патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Если обобщить это, то можно сказать, что патриотизм – это форма отношений между элементом и системой, где элементом является гражданин, а системой – государство.

Теперь давайте посмотрим, какие принципы могут лежать в основе отношений системы и элемента, целого и части.

Неотъемлемым свойством любой системы является ее целостность, потому что целостность – это залог выживания и развития системы, залог ее независимости от окружающей среды. Целостностью системы обеспечивается ее гомеостаз, то есть постоянство состава и свойств внутренней среды системы при изменении среды внешней. Поговорка «собаки лают, а караван идет» наглядно отражает этот принцип.

Вопрос: чем в свою очередь обеспечивается целостность системы? За счет чего системы могут развиваться, увеличивая свое внешнее многообразие форм? Ответ лежит на поверхности: за счет чувства единства, которое положено в основу отношений между системой и элементом. В самом деле, чувство единства позволяет создать из разрозненных объектов нечто целое, что и будет называться системой. При этом разрозненные объекты, объединенные воедино, получают название элементов, на которые возлагается определенная функция. Каждому элементу своя функция.

Что будет, если развитие системы не будет подкреплено пропорциональным развитием единства? Такая система потерпит крах, ее ждет смерть. Либо система останется жить, но ее жизнедеятельность придет в соответствие с тем уровнем единства, которое система способна в себе воспроизвести. Наглядный пример: дерево с пышной кроной и слабыми корнями. Даже в отсутствие внешних воздействий такое дерево рухнет под тяжестью собственной кроны. Что надо сделать, чтобы дерево осталось жить? Правильно, надо обрезать крону. То есть привести систему в сбалансированное состояние. Сбалансированное относительно уровня внутреннего единства системы. Есть и другой вариант, работающий на упреждение возможных проблем: надо, чтобы развитие уровня внутреннего единства шло с опережением развития внешних форм. И этот вариант является единственно верным.

Итак, мы видим, что базовым принципом существования системы является ее внутреннее единство. Причем в качестве вертикальных отношений – это единство системы и элемента, и единство элементом между собой – в качестве отношений горизонтальных.

Где здесь патриотизм? Все просто. Какое чувство считается самым главным в общечеловеческих отношениях? Чувство любви. На самом деле, если попробовать дать определение чувствую любви, то самым подходящим определением будет единство. Не случайно говорят, что влюбленные представляют собой единое целое. Выражение «моя вторая половинка» говорит как раз об этом. В отношениях государство-гражданин чувство любви так же является самым главным. Это происходит потому, что чувство любви – это чувство единства, которое сплачивает объекты в единое целое. А единство, как мы уже поняли, является главным базовым принципом, положенным в основу отношения система-элемент. Поэтому патриотизм – это проявление глубинного принципа на уровне государство-гражданин. Глубже и первичнее, чем этот принцип, принципов быть не может.

Попробуем объяснять это еще раз, но немного с другой стороны.

Если описывать все структурное многообразие нашей Вселенной с системных позиций, то хватит одной простой фразы: Вселенная – это система, состоящая из элементов. Если говорить немножко более подробно, то можно добавить, что каждый объект Вселенной является системой по отношению к своей внутренней структуре, и что одновременно он является элементом по отношению к системе, частью которой он является. Ядро атома является элементом системы под названием атом и, одновременно, является системой для протонов и нейтронов, которые по отношению к ядру атома являются его элементами. Это утверждение верно для всех размеров систем, кроме пограничных, которые замыкают верхние и нижние размеры Вселенной.

Из этого вытекает следующее: если что-то может быть описано одной простой фразой, значит, в основе этого должен лежать такой же простой, легко описываемый принцип. То есть, дать более простое определение Вселенной, чем «Вселенная – это система, состоящая из элементов», я считаю, невозможно. Здесь мы достигли порога обобщения. Можно сказать, что мы сжали Вселенную в точку. А значит, внутри этого определения должен действовать не менее простой принцип, дальнейшее упрощение которого невозможно. И этот принцип мы с вами привели выше: в основу отношений между системой и элементом положен принцип внутреннего единства. Упростить, то есть еще более обобщить этот принцип, невозможно.

Таким образом, принцип единства, описывающий базовые отношения между системой и элементом, надо признать объективно существующим. И если он существует объективно, то он определяет функцию элемента, его жизнедеятельность. Степень соответствия жизнедеятельности элемента этой объективной функции определяет гармонию существования элемента в системе.

Пример:  гражданин существует в поле государства. А значит, объективно должен нести на себе определенную функцию. Но эта функция заключается не в уплате налогов и не в законопослушности гражданина. Это все, разумеется, необходимо, но — вторично. Для более полного понимания рассмотрим еще один пример: вы и ваша семья. Какая ваша главная семейная функция? Приносить в дом деньги? Вести хозяйство? Да, это забота о семье. Но это не главное. Главное – ваше отношение к семье. Если вы как элемент системы семья действуете в рамках главного принципа, о котором мы говорили выше, то ваша главная семейная функция – это развитие чувства единства со своей семьей, все большее осознание, что вы с ней – единое целое. Это чувство – тот позвоночник, на котором держится весь организм. И все дальнейшее развитие организма зависит лишь от крепости позвоночника. Если выполняется это главное условие, то все остальное будет выполняться автоматически: и зарабатывание денег, и ведение хозяйства, и все остальное. Потому что осуществление своей главной функции – развитие внутреннего единства, означает активные действия на внешнем плане. Нельзя любить свою семью лежа на диване. Чувство любви и единства и пассивность – это понятия, противоположные по смыслу.

Поэтому главной функцией гражданина является патриотизм, то есть проявление чувства единства в рамках системы государство-гражданин.

Вернемся еще раз к Вселенной, которую мы путем обобщения «сжали» в точку и еще раз, опять немного под другим углом, рассмотрим эту ситуацию.

Поскольку мы живем в мире причинно-следственных связей, то каждое событие является следствием по отношению к событию предшествующему и является причиной по отношению к событию грядущему. Таким образом, мы можем «отмотать» назад эту цепочку причинно-следственных связей и выйдем на первопричину. То есть опять мы выйдем на точку, на зерно, из которого развилась вся наша Вселенная. Кстати говоря, наука и религия в описании этой первопричины солидарны. Наука называет эту первопричину Большим Взрывом, а религия – Богом: сначала не было ничего, а затем бабах – Большой Взрыв. Или: сначала не было ничего, а затем появляется Бог и создает этот мир. Согласитесь, похоже?

Итак, все появилось из точки. Что такое точка? Точка – это такой объект, дальнейшее деление, дробление которого невозможно. Точка – это предел обобщения, если мы идем из настоящего в прошлое, к первопричине. И точка – это начало начал, если мы идем от первопричины, то есть, из прошлого в настоящее.

И опять получается, что если точка – это максимально обобщенный объект, дальнейшее деление которого невозможно, то на этом уровне должен действовать такой же максимально обобщенный принцип, дальнейшее упрощение которого невозможно. Так же из этого следует, что из этого принципа произрастают все остальные принципы. Ровно так же, как из первопричины выросла вся наша Вселенная. То есть и этот заход опять приводит нас к истинности базового принципа единства, к его объективности, к его фундаментальному положению относительно всех других принципов.

Религия, кстати, подтверждает это, утверждая, что Бог есть любовь. В самом деле, в этом утверждении мы видим, что Бог как первопричина всего и любовь как чувство единства являются по сути одним и тем же. Как минимум, они связаны очень тесно. Связаны в простой фразе, которая является главной заповедью христианства. Безусловно, это не случайно. Я уверен, что нам еще предстоит открыть и обосновать с системных позиций те религиозные истины, которые сейчас считаются за церковное мракобесие и подаются как антипод науке. В своих дальнейших статьях я берусь показать, что это не соответствует действительности, что на самом деле мировые религии несут в себе отражение тех же объективных глубинных принципов мироздания, о которых рассказывает эта статья.